Что такое инжекторный двигатель на ниве

Двигатель ВАЗ-21214 (инжекторный)

До 2009 г. двигатель 21214 и его системы питания, выпуска и улавливания паров ОГ отвечали нормам токсичности Евро-2 (двигатель обозначался кодом 21214-20), а после 2009 года системы двигателя доработали до норм токсичности Евро-3 (двигатель стал обозначаться кодом 21214-30).

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала.

Двигатель 21214-20 (Евро-2)

1 – поддон картера;
2 – кронштейн крепления генератора;
3 – блок цилиндров;
4 – подушка опоры силового агрегата;
5 – кронштейн опоры силового агрегата;
6 – крышка картера сцепления;
7 – маховик;
8 – датчик детонации;
9 – выпускной коллектор;
10 – теплозащитный экран впускной трубы;
11 – впускная труба;
12 – ресивер;
13 – дроссельный узел;

14 – топливная рампа;
15 – крышка головки блока цилиндров;
16 – выпускной патрубок рубашки охлаждения;
17 – головка блока цилиндров;
18 – гидравлический натяжитель цепи;
19 – шкив насоса охлаждающей жидкости;
20 – крышка привода распределительного вала;
21 – датчик положения коленчатого вала;
22 – масляный фильтр;
23 – гайка крепления шкива коленчатого вала;
24 – шкив коленчатого вала;
25 – крышка насоса охлаждающей жидкости;
26 – корпус насоса охлаждающей жидкости.

Двигатель 21214-30 (Евро-3)

Двигатель (вид слева по направлению движения автомобиля):

Двигатель (вид спереди по направлению движения автомобиля):

Двигатель (вид сзади по направлению движения автомобиля):

Технические характеристики двигателя 21214

Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет – от шкива коленчатого вала.
Система питания – распределенный впрыск, управление двигателем – контроллер «BOSCH MP7.0» (нормы токсичности Евро-2). В системе выпуска установлен каталитический нейтрализатор.

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: ресивер с дроссельным узлом, датчиком положения дроссельной заслонки и регулятором холостого хода, впускная труба и выпускной коллектор, топливная рампа с форсунками и регулятором давления топлива, датчики детонации и температуры охлаждающей жидкости (для системы впрыска), генератор, термостат, стартер (на картере сцепления). Корпус воздушного фильтра с датчиком массового расхода воздуха закреплен на отдельном кронштейне справа от двигателя.

Слева на двигателе расположены: свечи и провода высокого напряжения, модуль зажигания, указатель уровня масла, масляный фильтр, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла (контрольных приборов). Спереди: привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (клиновым ремнем), датчик положения коленчатого вала.

Цилиндропоршневая группа – такая же, как у двигателя мод. 21213 . На носке коленчатого вала установлен шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидкости с зубчатым диском – для считывания информации датчиком положения коленчатого вала. Диск имеет 58 зубьев (окружность разбита на 60 зубьев, но два отсутствуют, образуя впадину – это нужно для получения импульса синхронизации при каждом обороте коленчатого вала). Крышка привода распределительного вала мод. 21214 отличается от крышки мод. 21213 наличием прилива с отверстием под датчик положения коленчатого вала.

Привод механизма газораспределения – однорядной цепью. Соответственно, звездочки коленчатого и распределительного валов, а также вала привода масляного насоса – тоже однорядные; они невзаимозаменяемы с деталями двигателя мод. 21213. При этом число зубьев звездочки вала привода масляного насоса уменьшили с 38 до 30 (синхронизация оборотов для работы датчика-распределителя зажигания здесь не нужна), тем самым повысив производительность масляного насоса (это необходимо в связи с появлением гидронатяжителя цепи и гидроопор рычагов клапанов).

Башмак натяжителя мод. 21214 значительно длиннее башмака мод. 21213. Он, как и успокоитель цепи, изготовлен из износостойкой пластмассы. Перенесены и точки их крепления. Ось поворота башмака натяжителя находится в нижней части блока цилиндров, справа от звездочки коленчатого вала (на ее месте в двигателе мод. 21213 был ограничительный палец).

Натяжитель – пружинно-гидравлический: предварительное натяжение цепи (при выключенном двигателе) обеспечивается пружиной, рабочее (после пуска двигателя) – подпором масла под давлением, которое подается по стальной трубке от переходника под датчиком аварийного давления масла.

Вместо регулировочных болтов в клапанном механизме установлены гидроопоры рычагов клапанов (гидрокомпенсаторы зазоров). Они запитываются маслом под давлением, подводимом по отдельной трубке от отверстия в корпусе подшипников распределительного вала возле средней шпильки его крепления. В связи с тем, что зазоры в клапанном механизме практически отсутствуют, не устанавливаются пружины, прижимавшие рычаги клапанов на двигателе мод. 21213. Отличается и форма кулачков распределительного вала.

Видео

Источник

Впрыск на Ниве — описание, диагностика

Некоторое время назад мы рассказывали читателям о новом семействе автомобилей Волжского автозавода, оснащенных двигателями с системой впрыска топлива. Речь идет о машинах ВАЗ-21214 , ВАЗ-21044, 21073 , ВАЗ-2109-20 . Судя по письмам и звонкам в редакцию, владельцы впрысковых Лад сталкиваются с немалыми проблемами, главным образом — в области диагностики неисправностей. Положение осложняется еще и тем, что ни на одной из станций АвтоВАЗтехобслуживания ремонтом систем впрыска не занимаются, ссылаясь на отсутствие соответствующего оборудования и специалистов. Справочной литературы нет тоже, а выпущенное ВАЗом сервисное пособие с диагностическими картами относится к разряду книжных раритетов и доступно лишь ограниченному кругу специалистов. Как быть? Сегодня мы попытаемся помочь владельцам автомобилей ВАЗ-21214: в этой публикации пойдет речь об описании и простейших методах диагностики топливной аппаратуры, установленной на Ниве.

Диагностические коды электронного блока управления

(Больше кодов см. также здесь)

Код

Расшифровка

13

Отсутствует сигнал кислородного датчика

14

Недостаточное напряжение сигнала в цепи датчика

температуры охлаждающей жидкости

15

Завышенное напряжение сигнала в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости

21

Завышенное напряжение сигнала в цепи датчика положения дроссельной заслонки

22

Недостаточное напряжение сигнала в цепи датчика

положения дроссельной заслонки

23

Завышенное напряжение сигнала в цепи датчика температуры воздуха

24

Отсутствует сигнал от датчика скорости автомобиля

25

Недостаточное напряжение сигнала в цепи датчика температуры воздуха

33

Завышенное напряжение сигнала в цепи датчика абсолютного давления

34

Недостаточное напряжение сигнала в цепи датчика абсолютного давления

35

Ошибка в сигнале датчика положения коленчатого вала на режиме холостого хода

42

Неисправность в цепи управления зажиганием

44

Обедненный состав смеси

45

Обогащенный состав смеси

51

Ошибка запоминающего устройства калибровок

53

Завышенное напряжение питания системы

54

Завышенное или недостаточное напряжение сигнала в цепи потенциометра октан-коррекции

55

Ошибка электронного блока управления

ЧТО НОВЕНЬКОГО ПОД КАПОТОМ?

Нового немало. Прежде всего вы не найдете на привычном месте карбюратора — на его месте установлен агрегат центрального впрыска топлива. Состоит он из двух частей. Первая скрывает внутри себя дроссельную заслонку с механизмом привода, вторая — регулятор давления топлива и электромагнитную форсунку.

Трудно не заметить и отсутствие привычного механического бензонасоса: подача топлива в агрегат центрального впрыска осуществляется его электрическим «коллегой», который установлен в бензобаке. Стоит иметь в виду, что вне зависимости от состояния двигателя, топливная магистраль у впрысковых моторов все время находится под давлением.

Топливный фильтр поменял свое «место жительства» и переместился в правую часть моторного отсека — найти его можно, сняв запасное колесо.

А еще на двигателе появилось много датчиков.

Температурных теперь два: жидкостный установлен на одном из патрубков в районе первого цилиндра двигателя, а тот, который отслеживает температуру воздуха, упрятан в корпус воздушного фильтра.

На перегородке, отделяющей моторный отсек от салона, между блоком предохранителей и воздухозаборником отопителя имеется датчик абсолютного давления; на той же перегородке, но за аккумулятором — потенциометр октан-коррекции.

Снаружи агрегата центрального впрыска, напротив сектора рычага управления дроссельной заслонкой, есть датчик ее положения.

Кислородный датчик (лямбда-зонд) вмонтирован в выпускной коллектор.

Датчик положения коленчатого вала установлен рядом с его шкивом на блоке двигателя.

И, наконец, датчик скорости автомобиля вы найдете снизу, на коробке передач.

Электронный блок управления системой впрыска ищите в салоне, под обивкой левой панели передка, в районе ног водителя.

Вот и все новшества. Но прежде чем перейти к описанию возможностей бортовой диагностики, давайте выясним для себя то.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

Следует иметь в виду, что электронный впрыск — штука сложная и не терпящая неквалифицированного вмешательства. По сему постарайтесь исключить поиск поломок методом «тыка» и не допускайте под капот своего автомобиля людей с неглубокими знаниями.

— производить демонтаж любой детали и электронного блока управления при подключенной аккумуляторной батареи;

— отключать аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе;

— подвергать электронный блок управления нагреву свыше 80 °С (перед помещением свежевыкрашенного автомобиля в сушильную камеру, блок необходимо демонтировать);

— разъединять электрические колодки блока управления при включенном зажигании;

— проводить на автомобиле работы с применением электро-дуговой сварки при подлюченных аккумуляторе и соединителях блока управления;

— при очистке двигателя с помощью парогенератора, направлять его сопло на электрические разъемы;

— применять в качестве диагностического пробника мощные лампы (ток в цепи пробника не должен превышать 250 мА).

Электронный блок управления системой впрыска топлива имеет встроенный модуль — запоминающее устройство калибровок. В его памяти записаны данные конкретного автомобиля (вес, параметры двигателя, передаточный ряд трансмиссии и т. д.). Следует учитывать, что этот модуль строго индивидуален и при замене подлежит обязательному согласованию с каталогом запасных частей. И еще. Как бы не был велик соблазн приучить автомобиль к низкооктановому бензину, не пытайтесь самостоятельно крутить октан-потенциометр — настраивается он только с помощью специального оборудования.

Чтобы добраться до электронного блока управления (1), необходимо снять левую панель обивки салона (2)

ДИАГНОСТИКА: ТО, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ САМИ

На комбинации приборов вашего автомобиля есть контрольная лампочка «Check engine», которая отображает работу бортовой диагностики. При нормальном функционировании системы питания эта лампа должна постоянно гореть при включенном зажигании и гаснуть через несколько секунд после пуска двигателя.

В случае, если электронный блок обнаруживает какую-либо неисправность, он включает лампу «Check engine» и заносит в свою память соответствующий цифровой код. Включение лампы вовсе не означает необходимость немедленной остановки двигателя, а лишь указывает на то, что требуется диагностика.

Чтобы считать из памяти электронного блока код неисправности, выключите зажигание, доберитесь до диагностического разъема и перемкните два его вывода

— «А» и «Б». Этим вы переведете систему в режим диагностического отображения.

При повторном включении зажигания лампа «Check engine» должна трижды проморгать особую комбинацию

— код «12»: включение, пауза, два включения, длинная пауза. Код «12» означает, что диагностическая система работает, а его отсутствие свидетельствует о неисправности в самой системе диагностики.

Колодка диагностики расположена слева под передней панелью. Цифрами 1 и 2 обозначены выводы, перемыкание которых переводит систему в режим диагностического отображения

После троекратной выдачи диагностического кода, лампа «Check engine» выдаст коды всех обнаруженных неисправностей в порядке возрастания их номеров. Каждый код повторяется трижды. Расшифровать сообщения бортовой диагностики можно по публикуемой таблице, а удаление кода из памяти (например, для проверки на повторное проявление) происходит после десятисекундного отключения аккумуляторной батареи.

Видео

Источник

Все двигатели ВАЗ — 2121 «Нива»(она же Lada 4×4) и его модификаций. Что ставилось на самом деле, а что выдумки интернета?

Интернет — великая сила. Причём как по объёму информации так и по объёму слухов и сплетен.

Мы решили взять источники непосредственно на заводе. Сразу оговоримся, что здесь не учитываются двигатели, которые ставили дилеры за рубежом. Т.к. это носило эпизодический характер, и такие авто редко возвращались на Родину.

Начнём пожалуй с простого.

В начале своего жизненного пути у «нивы» было два двигателя. Вернее двигатель был один, а вот степень форсировки и рабочий объём были разные. А именно:

— ВАЗ-2121. мотор марки 2121 . Рабочий Объём 1,6л. и мощность 80л.с. Самый мощный на тот момент «вазовский» мотор. Очень кстати часто в интернете пишут что мощность первых 2121 была аналогична «шестёрке» — 75л.с., по причине идентичного двигателя. И даже ПТС встречаются с такой цифрой. Двигатели были действительно практически одинаковые. Отличия были только в конструкции маслянного поддона и маслянного насоса по причине присутствия редуктора переднего моста. Однако согласно первым книжкам по эксплуатации, а также прессе тех лет, указана мощность 80л.с. Ставился до 1993 года.

— ВАЗ-21211. мотор марки 21011. Рабочий объём 1,3л. и мощность 69л.с. Тот же базовый двигатель, но с уменьшенным ходом поршня до 66мм. В основном шел на экспорт в страны, где за счёт меньшего рабочего объёма был меньший налог.

Собственно и вся советская моторная гамма, которая была доступна покупателям.

Первая модернизация по двигателям произошла в 1993-ем году с началом выпуска модификации 21213. Тогда же двигатель получил увеличенный рабочий объём 1,7л. и мощность. А вот с мощностью неразбериха. В разных источниках разные цифры. Видимо время было не самое стабильное поэтому все газеты были кто во что горазд. Тем не менее, согласно тем же заводским книжкам по эксплуатации мощность не изменилась — 80л.с. Система питания по прежнему карбюратор. Хотя на экспорт уже шли автомобили с впрыском фирмы «Дженерал моторс».

Ну и раз уж зашла речь о экспортных авто, нельзя упомянуть о попытках оснащать «ниву» дизельными двигателями.

Первая попытка в 1993-ем году была сделана совместно с Peugeot-Citroen. Работы осуществлялись дочерней заводской фирмой «Lada Export» из подмосковного города Чехов. Двигатель марки XUD9L был рабочим объёмом 1,9л. и мощностью 65 л.с. Дизель этой серии знаком поклонникам марки Peugeot по моделям 205 и 405. Сам мотор конечно прибодрил модель причём не только тягой но и экономичностью — почти 2 литра разницы. С 1998 года был чуть изменённый вариант с маркировкой XUD9SD, по причине новых экологических требований в Европе. АВТОВАЗовский индекс у таких авто был 21215-10.

Ещё одна дизельная история были уже с отечественным участием.А именно с заводом «Барнаултрансмаш». Там был разработан двигатель для сельской техники который подошел и для Тольяттинских моделей.

Чуть ниже видео с одной из дизельных «нив»:

Ставились эти моторы не только на «нивы», но и на «классику», моделей 2104 и 2105. Просуществовал этот проект недолго ввиду отсутствия зап.частей и мощности, которая была мала даже для «жигулей»

В начале нулевых был ещё один вариант с мотором 1,8л. Он был карбюраторный и развивал мощность 83л.с.

Просуществовал он недолго и сегодня попал в разряд «где то слышал, но не видел».

Можно ещё вспомнить недавний вариант с мотором 1,8 от компании «Супер Авто», но по политическим причинам в серию он не пошел, хотя характеристики тяги и крутящего момента были весьма любопытные.

Как бы то ни было, на сегодняшний день у модели Lada 4×4 только один двигатель — марки 21214. И его характеристики тоже всем знакомы — объём 1,7л. и мощность 83л.с. Привод — цепной, крутящий момент — 127,5 H/м.

Источник

Читайте также:  Частотные регуляторы для асинхронных двигателей своими руками