Что такое дефектовка двигателя гбц

Дефектовка головки блока цилиндров

В современных двигателях головка блока цилиндров выполняет сразу несколько важнейших функций: в ней находятся камеры сгорания (в большинстве случаев), в ней же расположены основные элементы газораспределительного механизма, а так же головка вместе с блоком образует водяную рубашку системы охлаждения. Поэтому тщательная дефектовка головки блока очень важна. Все необходимые работы, проведённые внимательно и надлежащим образом, позволят в дальнейшем избежать многих неприятностей при работе двигателя и обеспечат достаточный ресурс. Некоторые упущения при проведении работ могут привести к тяжёлым последствиям — вплоть до разрушения мотора. Итак, начто надо обратить внимание.

Дефект 1. Деформация, коррозия и прогары привалочной плоскости головки блока.

— Длительная работа двигателя.
— Перегрев двигателя.
— Работа двигателя с некачественной охлаждающей жидкостью или на воде.

Механическая обработка привалочной плоскости. Проверка и при необходимости ремонт системы охлаждения. Замена охлаждающей жидкости.
Примечание: При любом снятии головки необходимо проверять геометрию привалочной плоскости с помощью лекальной линейки. При прогибе необходима фрезеровка или шлифовка плоскости. Допустимая величина прогиба обычно определяется производителем двигателя и указана в технической литературе. При наличии больших прогаров или глубоких раковин от коррозии, если головка блока алюминиевая, возможна наплавка повреждённых мест, а затем фрезеровка или шлифовка. Если головка блока чугунная, то в этом случае наплавить повреждённые места практически не возможно и рекомендуется замена головки блока.

Дефект 2. Трещины головки блока и сопутствующих деталей.

— Длительная работа двигателя.
— Сильный перегрев двигателя.
— Нарушение порядка и моментов затяжки крепёжных болтов головки блока при её монтаже.

В некоторых случаях, если это оговорено производителем, небольшие трещины допускаются. Во всех остальных случаях ремонт головки блока не возможен — только замена. Обязательна проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Строгое соблюдение требований производителя по порядку и моментам затяжки болтов крепления головки блока.
Примечание: Определить наличие трещин можно визуально или с помощью опрессовки.

Дефект 3. Износ направляющих втулок клапанов

— Большой пробег двигателя.
— Работа двигателя на некачественном масле или грязном масле.
— Сильный перегрев или попадание топлива в масло, приводящие к разжижению масла.

Замена направляющих втулок. Проверка и ремонт системы охлаждения. Применение моторного масла надлежащего качества.
Примечание: При замене направляющих втулок обязательной операцией является правка сёдел клапанов для получения необходимой геометрии седла и соосности седла и направляющей втулки.

Дефект 4. Износ сёдел клапанов

— Большой пробег двигателя.
— Работа двигателя на некачественном топливе.
— Неправильная установка опережения зажигания или опережения впрыска топлива.
— Работа бензинового мотора на газовом топливе без корректировки опережения зажигания.

Правка сёдел. При необходимости — замена сёдел. Проверка и ремонт системы зажигания. Проверка и ремонт системы питания.

Примечание: При замене сёдел обязательна проверка и при необходимости замена направляющих втулок клапанов.

Дефект 5. Износ или разрушение резьбы в отверстиях головки блока для монтажа различных элементов

— Неправильная затяжка крепёжных болтов или свечей.
— Перегрев двигателя.

Высверливание изношенной резьбы и установка футорок. Нарезание ремонтной резьбы увеличенного размера. На алюминиевых головках в ряде случаев возможно заваривание отверстий с повреждённой резьбой, а затем сверление нового отверстия и нарезание новой резьбы. Строгое соблюдение предписанных величин затяжки резьбовых соединений.

Дефект 6. Износ постелей под распределительный вал (или валы)

— Длительная работа двигателя.
— Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере.
— Работа двигателя с недостаточным давлением масла.
— Работа двигателя на некачественном масле.
— Сильный перегрев или попадание топлива в масло, приводящие к разжижению масла.
— Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.

Примечание: Указанные причины влияют на износ как самих постелей, так и опорных шеек распредвалов. Проверить диаметры постелей можно с помощью индикаторного нутромера, настроенного на требуемый размер. Затем необходимо сравнить полученные данные с размерами, предписанными производителем. Если полученный размер выходит за пределы указанных допусков, то в отдельных случаях постель распредвала можно отремонтировать или заменить (на некоторых моторах она представляет собой отдельную деталь). В случае если ремонт невозможен — головка блока подлежит замене.

Читайте также:  Схема электрическая системы управления двигателями змз

Источник

Что такое дефектовка двигателя: особенности данной процедуры

Начнем с того, что дефектовка двигателя – процедура, которая предполагает предварительную разборку силового агрегата, после чего производится осмотр деталей, а также производятся их замеры для сравнения с номинальными параметрами.

Другими словами, мастер получает общее представление о состоянии двигателя и степени повреждений, а также способен приблизительно оценить объем работ и сколько стоит отремонтировать мотор, уже после дефектовки. Давайте подробнее рассмотрим, что означает дефектовка двигателя, а также как выполняется эта процедура.

Дефектовка двигателя: что такое процедура дефектовки мотора

Как уже было сказано выше, дефектовка двигателя нужна для оценки общего состояния ДВС, а также в целях установления причин, по которым произошел частичный или полный выход из строя силового агрегата. Само название процедуры происходит от слова дефект, то есть дефектовка двигателя нужна для выявления различных явных и скрытых дефектов.

В норме двигатель изнашивается естественным образом, причем такой износ отличается характерной равномерностью. Постепенно изнашиваются поршневые кольца, повреждается зеркало цилиндров, изменяется сама форма цилиндра, разбиваются седла клапанов, происходит износ подшипников скольжения, шеек коленвала и т.п.

Получается, уместно говорить о том, что ресурс двигателя с большим пробегом попросту исчерпан. Однако бывает и так, что силовая установка попадает на дефектовку намного раньше положенного срока. В этой ситуации особенно важно не только обнаружить и качественно устранить имеющиеся повреждения, заменить отдельные детали и т.д., но и определить основную причину такой поломки.

Дело в том, что если точно не установить изначальную причину, тогда после ремонта или переборки двигатель может повторно выйти из строя, причем иногда это происходит очень быстро. Получается, дефектовку вполне можно считать не только оценочной, но и диагностической процедурой, которая позволяет точно определить, что привело к возникновению той или иной неполадки.

Как выполняется дефектовка силового агрегата

Разобравшись с тем, зачем нужно дефектовать двигатель, давайте теперь рассмотрим саму процедуру. Как правило, дефектовку двигателя можно разделить на несколько основных этапов.

  1. В самом начале дефектовка различных деталей начинает осуществляться параллельно процессу разборки силового агрегата. Специалист по ремонту ДВС визуально оценивает состояние каждой детали, которая снимается с мотора, после чего на основании такой предварительной оценки уже можно сделать определенные выводы.
  2. Затем мастер откладывает в одну сторону детали, которые сильно повреждены или не подлежат восстановлению. После эти детали нужно по списку заменить на новые. Рядом формируется еще одна группа, в которую попадают детали, еще пригодные для восстановления или не имеющие заметных повреждений.
  3. Детали, которые собраны во второй группы, являются элементами для второго этапа дефектовки. Далее производится тщательный замер их размеров и параметров, после чего полученные данные сравниваются с номиналом. Опытные мастера специально ведут так называемый дефектовочный лист, в котором сформирован список восстановленных деталей и тех элементов, которые вообще не менялись в рамках текущего ремонта. Такой список при наступлении необходимости следующего ремонта облегчает задачу для последующей дефектовки деталей.

Дефектовка блока цилиндров двигателя

Как известно, блок цилиндров фактически является основной деталью всего двигателя. Более того, БЦ представляет собой номерную деталь, так как номер двигателя выполнен именно на блоке. Другими словами, блок нужно дефектовать особенно тщательно, так как его полная замена предполагает в дальнейшем определенные сложности по юридической части.

  • Дефектовка двигателя предполагает осмотр блока цилиндров. В самом начале осуществляется визуальная проверка блока для выявления задиров, трещин на зеркале цилиндров, между резьбовыми отверстиями в местах крепления ГБЦ.
  • Если было отмечено попадание моторного масла в антифриз или антифриза в масло, тогда производится дополнительная опрессовка блока, чтобы выявить трещины в масляных каналах или каналах охлаждения;
  • Затем проверяются температурные и масляные заглушки на предмет их целостности, также проверка затрагивает постель коленвала, коренные крышки (бугеля) и т.д.
  • Следующим шагом становится замер цилиндров при помощи специальных инструментов (нутромера и т.д.). Благодаря таким замерам оценивается выработка, что позволяет определить, пригоден ли цилиндр для дальнейшей работы.
  • Гильзованные блоки, которые имеют сменные гильзы, подлежат проверке в области посадочного пояса гильзы, параллельно оценивается состояние креплений шпилек для установки ГБЦ и т.д.

Если блок имеет такие повреждения, тогда принимается решение о возможности и целесообразности ремонта тех или иных дефектов, расточке цилиндров, гильзовке блока и т.д. Подлежащий ремонту блок затем отмывается, производится вскрытие масляных полостей с последующей промывкой.

Читайте также:  Как проверить сопротивление изоляции обмоток двигателя

Далее БЦ шлифуется в ремонтные размеры или гильзуется для восстановления необходимых параметров (в зависимости от типа блока, материала его изготовления, степени повреждений и т.д). При этом очень важно провести все операции правильно, а также соблюдать особенности техпроцесса.

Например, специалисты особое внимание уделяют хону в цилиндрах. Хонингование позволяет добиться правильной работы поршневых колец, избавиться от повышенного расхода масла и т.д.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что только после проведения дефектовки можно реально оценить состояние двигателя. На основании полученных результатов становится возможным составить предварительную смету, то есть более точно определить, сколько стоит капремонт двигателя или переборка того или иного мотора.

Например, сегодня специалисты успешно восстанавливают даже блоки из алюминия, причем изначально возможность ремонта таких БЦ не была предусмотрена самим заводом-изготовителем. Другими словами, заводская технология для проведения капремонта отсутствует, сами блоки являются неремонтопригодными, официальных заводских решений для капитального ремонта таких двигателей с алюминиевыми блоками попросту нет.

Не вдаваясь в подробности, на практике вопрос решается при помощи гильзовки алюминиевого блока. Во многих случаях грамотно выполненная операция обеспечивает двигателю достаточно большой «запас» прочности, то есть силовой агрегат способен выходить после ремонта, как минимум, еще около 100 тыс. км.

С учетом того, что речь идет о двигателях на достаточно дорогих авто (Range Rover, BMW и т.д.), дефектовка и капремонт такого мотора по не заводской технологии может оказаться более выгодным и надежным решением, чем свап двигателя на такой же контрактный б/у агрегат. Дело в том, что устанавливая мотор с пробегом, нужно быть готовым к тому, что его состояние достоверно неизвестно.

Также аналогичная силовая установка ничем не отличается от старого мотора, то есть в обозримой перспективе могут возникнуть те же самые проблемы, которые привели к выходу из строя уже имеющийся двигатель.

Почему проворачивает вкладыши коленвала: основные причины. Что делать, если провернуло шатунный влкадыш, как правильно менять вкладыши шатунов.

Основные преимущества и недостатки капитального ремонта двигателя по сравнению с установкой контрактного мотора. На каком варианте лучше остановиться.

Контрактный бензиновый или дизельный двигатель: преимущества и недостатки по сравнению с капитальным ремонтом имеющегося двигателя. Как снизить риски.

Для чего и как обкатывать бензиновый или дизельный двигатель после капитального ремонта. Режимы езды, особенности процесса обкатки, первая замена масла.

Что значит капремонт двигателя автомобиля, какие работы выполняются. От чего зависит ресурс двигателя до капремонта и как его увеличить. Полезные советы.

Что такое «кулак дружбы» двигателя автомобиля. Почему возникает данная неисправность, основные причины, которые приводят к такой поломке. Полезные советы.

Источник

Проверка и дефектовка головки блока цилиндров

Измерительные инструменты определенного набора необходимы для того, чтобы состояние головки было проверено в полном объеме. А теперь рассмотрим, какие же размеры и параметры следует контролировать. Прежде всего, остановимся на головке, а если быть точнее, то на ее нижней поверхности. И тогда здесь просто необходим набор щупов и линейка – специальная лекальная и длина ее должна быть не менее 350 миллиметров. Далее по диагонали головки на плоскость поочередно кладут линейку, и производится подборка щупа, который проходит свободно в зазор, возникающий между плоскостью, которая образуется в средней зоне и линейкой. И величина этого зазора, так же как и наибольшая толщина подобранного щупа должна находится в пределах 0,06 миллиметров. Если же дело обстоит иным образом, то придется подвергать плоскость обработке. Хотя в повседневности даже при небольшой деформации производится обработка плоскости при выполнении профессионального ремонта. Подобная процедура затрагивает буквально все моторы — Renault, Audi, BMW и всех других автомобилей, которые можно приобрести у нас.

Также следует подвергать контролю величину изношенности подшипников кулачкового вала и опорных его шеек (если расположение вала в головке конструктивно предусмотрено). Используем микрометр, чтобы измерить диаметры шеек и нутромер для измерения отверстий в подшипнике, причем до 0,01 миллиметра должна быть точность измерения. Не более 0,10 мм должен быть зазор в подшипнике и из-за него как раз и возникает разность в полученных размерах. Соответственно, что следов износа явно выраженных, таких как задиров, всевозможных выступов или круговых канавок, не должны иметь поверхности подвергаемые контролю. При обнаружении таковых осуществляют замену распредвала и ремонтируют головку.

Читайте также:  Поршневая группа на 402 двигатель какая лучше

Необходим также контроль износа направляющих втулок и стержней клапанов. Замер диаметра стержня осуществляют непосредственно микрометром в верхней части стержня, далее уже под канавкой, предназначенной для сухарей и в конечном итоге в нижнем секторе рабочей поверхности стержня. Заметим, что по окружности замеры необходимо выполнить в нескольких точках, поскольку стержень из-за своей изношенности может иметь овальную форму. Необходима будет замена клапана, если в нижней области стержня и в его верхней области разница диаметров будет более 0,02 – 0,03 миллиметра. Необходим специальный нутромер для того чтобы определить насколько изношены направляющие втулки.

Стойка оборудованная индикатором часового типа необходима, чтобы в соответствии с люфтом нового клапана во втулке осуществить косвенную оценку изношенности. Обычно в нижней секторе втулки наблюдается наибольший износ. Если у установленного во втулку клапана измерить люфт его тарелки, то в таком случае по полученным результатам конкретно в этом месте несложно определить зазор. На таком способе измерения основаны и специальные приборы, существующие в настоящее время. Необходима замена втулки, если зазор превысил величину 0,07-0,08 миллиметра. Втулку можно и отремонтировать, но только в крайней ситуации.

В большинстве случаев визуально определяют уровень износа кулачков, толкателей, седел, коромысел и рычагов. Если приставить линейку к фаске клапана, бросив взгляд при этом на яркий свет, то можно оценить износ фасок. Клапан можно использовать вновь, после обработки, если не изношен его стержень и «провалена» только середина фаски. Также зазор с осью у коромысел не должен превышать 0,06-0,07 миллиметров, его также нужно контролировать независимо от плоскостей, которые находятся в контакте с кулачком и клапаном. Иначе после того как головка отремонтирована, двигатель будет работать также шумно, как и до ремонта.

Также визуальным осмотром определяются и всевозможные дефекты местного характера. Поскольку негерметичность соединения блока цилиндра с головкой обусловлена обычно наличием таких дефектов, как заусеницы, засечки и т.п., то состоянию головки, в частности ее поверхности, которая находится в соприкосновении с самой окантовкой прокладки надо уделить достаточное внимание. Обнаружить в стенах камеры сгорания трещины визуальным способом также иногда удается. Нагара не будет как по всей поверхности камеры сгорания, так и ее стенках непосредственно рядом с трещиной, в случае если трещина сквозная. Если подозрение все же возникает по поводу поврежденных обломками седел, клапанов стенок камеры сгорания, либо появления в ней трещин, то в таком случае необходима проверка герметичности головки перед выполнением ремонта, в противном случае ремонт может оказаться напрасным.

Мастерская не обладает специальным оборудованием, которое необходимо для организации такой проверки. Чтобы проверить герметичность блоков и головок многими зарубежными фирмами выпускаются специальные установки, однако широкого распространения у нас они еще не получили. Для того чтобы головка блока была оппрессована, необходимо все выходящие на нижнюю поверхность окна рубашки охлаждения герметично заглушить, а также находящиеся на боковых поверхностях все патрубки и фланцы и лишь один из них, через который жидкость будет поступать, следует оставить не заглушенным. Посредством воды под давлением в пределах 0,6 – 0,8 МПа, которое создается при работе специального ручного плунжерного насоса, выполняется опрессовка головки. В течение 15 – 120 минут по падению давления выявляют трещины, что проявляется наличием течи или появлением капель воды.

Существует еще одна проверка с помощью керосина, она конечно менее сложная, но для ее выполнения необходимо на седла клапанов изготовить герметичные заглушки. Перед тем как керосин наливать в подозрительную камеру, необходимо перевернуть головку вверх камерами сгорания и также ввернуть свечи в нее. Поскольку керосин имеет текучесть очень высокую, то легко проникает даже в небольшие трещины. В течение от 1 до 3 часов уменьшается уровень керосина в камере сгорания. Лучше всего заменить головку блока при обнаружении трещины.

По большому счету способы различного ремонта трещин, конечно же, существуют, но это уже отдельный разговор, но поскольку ремонтные технологии несовершенны, то отремонтированная головка все же не обеспечивает высокую надежность. Ну, вот и окончен первый этап определенных работ, которые были выполнены с головкой блока. Непосредственно можно приступить к операциям ремонтным, после того как определены практические задачи.

Источник