Что означают на двигателе выводы

Обозначения выводов трехфазного короткозамкнутого электродвигателя.

В настоящее время встречаются две основные схемы обозначения выводов обмоток электродвигателей:
— система в соответствии с ГОСТ183-74, применяется на электродвиагтелях разработанных до 1987г.
— система в соответствии с ГОСТ26772-85, которая соответствует международным стандартам.

В соответствии с первой системой выводы обмоток статора обозначаются буквой «С» и цифрой, которой пронумерованы начала и концы фаз: первая фаза — С1 и С4, вторая — С2 и С5, третья — С3 и С6. Нейтраль — О.
Допускается обозначать выводы обмоток статора изоляцией разного цвета: первая фаза — желтый (С1), желтый с черным (С4), вторая фаза — зеленый (С2), зеленый с черным (С5), третья фаза — красный (С3), красный с черным (С6). Нейтраль — черный.

В соответствии с международными стандартами в настоящее время выводы обозначают латинскими буквами: первая фаза обмотки статора — U, вторая — V, третья — W. Начало и конец фазы обозначают цифрами: 1 и 2. Нейтраль — N.
Цветовые обозначения такие же как описаны выше.

Обозначения должны наносится непосредственно на концы выводов или на колодку зажимов рядом с выводами.
В случае если соединения фаз сделаны внутри корпуса двигателя, то начала и концы фаз не обозначают, а наносят только буквенные обозначения без цифр.

Источник

Обозначения выводов электрических машин

Содержание материала

ОБОЗНАЧЕНИЯ ВЫВОДОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН. НОРМАЛЬНЫЕ СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ

А. МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Выводы обмоток электрических машин постоянного тока согласно ГОСТ 183—74 имеют обозначения, приведенные в табл. П1-1.
Начало и конец каждой обмотки обозначаются одной и той же прописной буквой с проставленными после нее цифрами: для начала обмотки — 1, а для конца — 2. Начало и конец каждой обмотки определяются тем условием, что при правом вращении машины в режиме двигателя ток во всех обмотках, за исключением размагничивающих обмоток главных полюсов, протекает от начала 1 к концу 2. Направление вращения считается правым, когда машина вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны приводного конца вала; для машин, имеющих два приводных конца вала, направление вращения считается правым, когда машина вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны, противоположной коллектору. В соответствии с указанными условиями в машинах правого вращения начало обмотки якоря (Я1) находится на щетках той полярности, к которой присоединяют положительный провод сети независимо от того, работает ли машина в качестве двигателя или генератора. Иными словами, в режиме двигателя ток из сети направляется к Я1, а в режиме генератора ток от Я1 направляется в сеть.

Обмотка добавочных полюсов

Последовательная обмотка возбуждения

Параллельная обмотка возбуждения

Уравнительный проводи уравнительная обмотка

Обмотка особого назначения

Независимая обмотка возбуждения

Как известно, чтобы изменить направление вращения при сохранении режима двигателя или генератора, необходимо изменить на обратное направление тока либо в обмотках главных полюсов, либо в якоре, добавочных полюсах и в компенсационной обмотке.
В небольших машинах выводы обмоток обычно сосредоточены на доске зажимов (рис. П1-1 и П1-2), причем один из зажимов якоря (щеточная траверса) и один из зажимов добавочных полюсов соединены наглухо внутри машины, а на доску зажимов выведены другие зажимы якоря и добавочных полюсов. В некоторых случаях (например, для борьбы с помехами радиоприему) обмотку добавочных полюсов разбивают на две части, включаемые по обе стороны якоря, как это показано на рис. П1 -3, а в коробку зажимов выводят начало одной половины обмотки добавочных полюсов Д1 и конец второй части этой обмотки Д2.
В крупных машинах на большую силу тока доска зажимов отсутствует и выводные концы прикрепляют к нижней части станины машины, причем выводные концы последовательной цепи выполняют в виде шин, а параллельной — в виде кабелей с наконечниками; выводят зажим якоря Я1, зажим компенсационной обмотки К2, зажимы параллельной обмотки возбуждения Ш1 и Ш2, уравнительной обмотки У1 и У2 и других специальных обмоток.
107

Схемы выводов машины постоянного тока с параллельным возбуждением: а — принципиальная; б —- монтажная для работы в качестве двигателя; в — монтажная для работы в качестве генератора 1 — пусковой реостат; 2 — доска зажимов; 3 — регулятор возбуждения

Рис. П1-2. Схемы выводов машины постоянного тока смешанного возбуждения: а — принципиальная; б — монтажная для работы в качестве двигателя; в — монтажная для работы в качестве генератора Обозначения — см, рис. Ш-1

Рис. Ш-3. Схемы выводов машины постоянного тока смешанного возбуждения при расположении частей обмотки добавочных полюсов по обе стороны якоря: а — принципиальная; б — монтажная для работы в качестве двигателя; в — монтажная для работы в качестве генератора Обозначения — см. рис. П1-1

Рис. П1-4. Схема выводов машины постоянного тока с параллельными ветвями последовательных обмоток
В машинах на большую силу тока обмотки добавочных полюсов и компенсационная выполняются в виде двух параллельных ветвей каждая, причем каждую ветвь обмотки добавочных полюсов соединяют последовательно с соседней ветвью компенсационной обмотки. На рис. П1-4 показана такая схема соединений обмоток крупного прокатного двигателя. Отдельные ветви обмоток добавочных полюсов и компенсационной обозначены дополнительными цифрами 1 и 2 перед буквами Д и К; эти цифры относятся соответственно к первой и второй частям этих обмоток.
На рис. П1-1, П1-2 и П1-3 приведены схемы соединений выводов различных типов машин постоянного тока для случаев их работы в качестве двигателя и генератора (при согласном — включении обмоток возбуждения) для различных направлений вращения.
Если левое вращение якоря машины достигается изменением направления тока в параллельной обмотке, то начало обмотки (Я1) также присоединяют к положительному проводу сети. Если же левое вращение якоря машины достигается изменением направления тока в цепи якоря, то при этом Я) присоединяют к отрицательному проводу сети.
В вышеуказанных схемах все необходимые присоединения для различных направлений вращения выполнены исходя из следующих двух соображений: во-первых, для рассматриваемого случая согласного включения последовательной обмотки при любом направлении вращения необходимо, чтобы намагничивание от последовательной и параллельной обмоток совладало по направлению; во-вторых, если оставить нетронутыми соединения выводов при переходе от режима генератора к режиму двигателя или наоборот, то при сохранении направления вращения ток в якоре и добавочных полюсах изменяет свое направление на обратное, а в последовательной и параллельной обмотках возбуждения сохраняет свое направление.
В рассматриваемых схемах изменение направления вращения двигателя или генератора осуществлено изменением направления тока в обмотках возбуждения.
При выборе варианта соединений выгодных концов для работы машины в качестве двигателя или генератора в некоторых случаях руководствуются требованиями наиболее удобного монтажа ошиновки. Иногда может оказаться необходимым изменять направление вращения генератора только изменением направления тока в якоре. Это может быть продиктовано нежелательностью или невозможностью (по местным условиям) изменять направление остаточного намагничивания, учитывая, что самовозбуждение генератора возможно лишь в том случае, если направление тока в обмотке возбуждения будет усиливать остаточное намагничивание.

Читайте также:  Можно ли в дизельный двигатель заливать синтетику

Источник

Пособие для ремонтника

62. ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ 62.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Прежде чем рассматривать проблемы, связанные с запуском трехфазных электродвигателей, обычно используемых для привода различных устройств в холодильных машинах, представляется полезным напомнить некоторые общие положения.
Вначале давайте будем помнить о том, что никогда не следует запускать двигатель только для того, чтобы удовлетворить собственное любопытство и посмотреть, как он работает — любой запуск двигателя требует потребления электроэнергии, за которую нужно платить деньги. Энергия, потребляемая двигателем, всегда должна расходоваться с пользой, например, приводить в движение какое-либо устройство (компрессор, вентилятор, насос и т.п.).
Теперь рассмотрим небольшой двигатель и попробуем расшифровать надписи на шильдике этого двигателя <см. рис. 62.1).
Ph 3 — W 375: указанная надпись означает, что данный двигатель является трехфазным и способен обеспечить выходную мощность на валу 375 Вт.
220 / 380 V: эта надпись означает, что двигатель рассчитан на работу при двух возможных значениях напряжения в сети переменного трехфазного тока — 220 В с подключением обмоток статора по схеме «треугольник» (А) и 380 В с подключением по схеме «звезда» (Y).
1,7 / 1 А: при номинальной нагрузке рабочий ток двигателя должен быть равен 1,7 А для схемы «треугольник» (напряжение сети 220 В) и 1 А для схемы «звезда» (напряжение сети 380 В) (см. рис. 62.2).
Допустим, что данный двигатель используют для привода компрессора. Вспомним, что если меняется давление нагнетания, то потребная мощность на валу компрессора и ток, потребляемый двигателем, также будут меняться (см. раздел 10 «Влияние величины давления нагнетания на силу тока, потребляемого электромотором компрессора «). Если давление нагнетания растет, сила тока также увеличивается, и наоборот.
Рис. 62.2.
Следовательно, действительная сила тока, потребляемого двигателем в данный момент, редко совпадает с силой тока, указанной на шильдике. Вместе с тем, сила тока, потребляемого двигателем, ни при каких обстоятельствах не должна превосходить величину, указанную на шильдике (см. раздел 55 «Различные проблемы электрооборудования «).
Очевидно, что ток, потребляемый двигателем, будет равен 1 А только тогда, когда при напряжении в сети 380 В и подключении обмоток по схеме «звезда» потребная мощность на валу компрессора будет в точности равна 375 Вт (см. рис 62.3).
Рис. 62.3.
Точно также ток, потребляемый двигателем, будет равен 1,7 А только тогда, когда при напряжении в сети 220 В (такое напряжение в сети трехфазного тока в настоящее время встречается довольно редко) и соединении обмоток по схеме «треугольник» потребная мощность на валу компрессора составит точно 375 Вт

Читайте также:  Как подключить проводку двигателя змз 406

Хотя целью нашего пособия не явлляется проведение расчетов, напомним, что мощность, потребляемая трехфазным электродвигателем из сети переменного тока, может быть найдена по формуле:

Не рискуя сильно ошибиться, можно принять, что для небольших двигателей коэффициент мощности coscp = 0,8. С учетом этого можно найти значение мощности, потребляемой нашим двигателем из сети переменного тока в соответствии с данными, указанными на шиль-дике
► При напряжении в сети трехфазного тока 220 В (и подключении обмоток по схеме «треугольник») потребляемый ток равен 1,7 А. Следовательно, потребляемая мощность составит: 220 х 1,7 х л/3 х 0,8 = 520 Вт.
► При напряжении в сети трехфазного тока 380 В (и подключении обмоток по схеме «звезда») потребляемый ток равен 1 А. Следовательно, потреблляемая мощность составит: 380 х 1 х VI х 0,8 = 520 Вт.
Из этих расчетов можно сделать два любопытных вывода 3 х 380 V *х»
1) Двигатель потребляет (округленно) и выдает одну и ту же мощность независимо от напряжения сети (естественно, выбор подключения обмоток — «звезда» или «треугольник» — должен соответствовать напряжению, иначе двигатель либо сгорит, либо его вал будет вращаться с пониженным числом оборотов). Ниже мы разовьем эту тему более подробно.

2) Потребляемая из сети мощность (здесь 520 Вт) больше, чем полезная мощность на валу (здесь 375 Вт), значение которой указано на шильдике. Значение мощности, указанное на шильдике, соответствует максимальному значению, которое может быть достигнуто на валу данного двигателя.
В последнем выводе не будем забывать, что обмотки статора двигателя представляют собой обыкновенные медные провода. При пропускании через них электрического тока они нагреваются точно так же, как любой электронагревательный прибор. Следовательно, часть подведенной к двигателю электрической энергии тратится не на вращение ротора двигателя, а на нежелательный нагрев обмоток: эта часть энергии представляет собой потери.

Читайте также:  Как сделать ракету с карамельным двигателем

В нашем примере двигатель потребляет из сети 520 Вт, а на валу выдает только 375 Вт. Отсюда следует, что потери, составляющие 520 — 375 = 145 Вт, служат только тому, чтобы нагревать окружающую среду
Напомним, что коэффициент полезного действия (КПД) г] двигателя равен отношению полезной мощности на валу к мощности, потребляемой из сети. В нашем примере КПД г] = 375 / 520 = 0,72.
Это означает, что только 72% энергии, потребляемой нашим двигателем, расходуется на совершение полезной работы. Это указывает также на то, что 28% энергии, потребляемой из сети (и, следовательно, оплачиваемой нами), рассеивается, не принося никакой пользы.

Теперь вернемся к проблеме подключения обмоток трехфазного двигателя. Тип двигателя, рассматриваемый в нашем примере, в настоящее время является наиболее распространенным в Европе. Осматривая клеммную коробку этого двигателя, можно увидеть 6 клемм, условно обозначенных буквами U-V-W и Z-X-Y
ВНИМАНИЕ: клеммы нижнего ряда имеют обозначения, не соответствующие алфавитному порядку следования букв (то есть не XYZ, a ZXY — буква X находится в середине).
Теперь, если мы с помощью омметра проверим порядок подключения обмоток к этим клеммам, то получим картину, представленную на рис. 62.9.
В данном двигателе, широко используемом в европейском оборудовании, имеются три обмотки, подключенные изготовителем двигателя к следующим клеммам: U-X; V-Y; W-Z.

Внимание! В исправном двигателе все три обмотки абсолютно одинаковы. Поэтому сопро-msH тивление обмоток, измеренное между клеммами при U-X; V-Y; W-Z при снятых клеммах должно быть одним и тем же (в противном случае в обмотках либо произошел обрыв, либо короткое замыкание).
Напомним, что сопротивление измеренное между клеммами верхнего ряда U и V, V и W, W и U, должно быть равно бесконечности, так же, как и для нижнего ряда (в противном случае можно говорить о том, что между двумя соседними обмотки есть короткое замыкание). Кроме того, сопротивление, измеренное между каждой из клемм и корпусом двигателя, также должно быть равно бесконечности (в противном случае, можно говорить о замыкании обмотки на массу). Все эти неисправности были рассмотрены нами в разделе 53 «Однофазные двигатели».

62.2. УПРАЖНЕНИЕ 1. Подключение по схеме «треугольник’

Например, при напряжении в сети 220 В трехфазного переменного тока обмотки двигателя должны быть подключены к сети по схеме «треугольник». Для этого с помощью перемычек следует соединить попарно клеммы U-Z, V-X и W-Y соответственно.
Зная, что концы обмоток подключены к клеммам U-X, V-Y и W-Z определить, в какой последовательности запитываются обмотки при их подключении по схеме «треугольник» (при напряжении в сети трехфазного тока 220 В).

Решение на следующей странице.

Решение упражнения 1
Подключение по схеме «треугольник».

При подключении по схеме «треугольник» в соответствии с рис. 62.10 видно, что фаза L1 подводится к клемме U, а клеммы Z и U соединены перемычкой.
Концы одной обмотки подключены к клеммам Z и W, другой — к клеммам U и X. Таким образом, подключение фазы L1 выглядит так, как показано на рис. 62.11.
Теперь рассмотрим подключение фазы L2. Эта фаза подключается к клемме V, а клеммы V и X соединятся перемычкой.
Концы третьей обмотки подключены к клеммам V и Y. Таким образом, подключение фаз L1 и L2 соответствует схеме на рис. 62.12.

Завершая рассмотрение, отметим, что фаза L3 подключается к клемме W. При этом клеммы W и Y соединены перемычкой.
Полностью схема подключения «треугольник» представлена на рис. 62.13. На нем мы видим, что обмотки при этой схеме подключения расположены в форме треугольника, отсюда и произошло название схемы.

62. ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ 62.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Источник