Что означают буквы в маркировке двигателя

Расшифровка обозначений и маркировки электродвигателей.

В настоящее время перед потребителем часто встает вопрос — как расшифровать маркировку электродвигателя. Во времена СССР такой вопрос практически не стоял из-за того, что маркировка электродвигателей не различалась в зависимости от завода-производителя и регламентировалась нормативными документами.
Основные типы двигателей назывались А, А2, АО2, 4А, 4АМ. Отличались по маркировке электродвигатели производимые в странах СЭВ, например, в Болгарии вместо маркировки 4АМ использовалась «МО» и вместо 4АМН — «М».

Сейчас многие заводы-изготовители использует свою маркировку. Приведем основные типы обозначений марок общепромышленных низковольтных асинхронных электродвигателей разных производителей.

Маркировка состоит из нескольких основных частей:

  1. Марка
  2. Признак модификации
  3. Высота оси вращения
  4. Установочный размер по длине станины

1. Марка электродвигателя (электродвигатели всех марок одинаковы по присоединительным размерам и в большинстве случаев, при прочих равных условиях, взаимозаменяемы, т.е. если у вас установлен двигатель АДМ90L2У3, то его можно заменить на электродвигатель марки АД90L2У3, А90L2У3 или АИР90L2У3):

— во времена Советского Союза

— с 1949 г. — А (IP23), АО (IP44)
— с 1961 г. — А2 (IP23), АО2 (IP44)
— с 1975-1980 — (IP44), 4АН (IP23), 4АМ (IP44), 4АМН (IP23)
— с 1985-1995 — АИР (IP44, IP54), 5АН (IP23), 5АМН (IP23)

— в настоящее время: АИР, А, 5А, 5АМ, 5АМХ, АД, АДМ, АИРМ, (АО3, АО4 выпускаются ЗАО «БЭМЗ»):

«АИР» производят (по высоте оси вращения):

  • ОАО «ELDIN» — 160
  • ОАО «ВЭМЗ» — 180
  • ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» — с 56 по 180
  • ОАО «Полесьеэлектромаш» — с 71 по 112
  • ЗАО «Мосэлектромаш» — с 56 по 71
  • ОАО «Укрэлектромаш» — с 63 по 100
  • ОАО «Электромотор» — 71, 80

«А» — ОАО «ELDIN» — с 71 по 132 и с 180 по 355.
«» — ОАО «ВЭМЗ» — 80 (снят с производства), 200, 225
«5АМ» — ОАО «ВЭМЗ» — 250, 280, 315
«5АМХ» — ОАО «ВЭМЗ» — со 132 по 180 (переименованы недавно, ранее назывались: 112 — 5АМ (снят с производства), 132 — АИРМ, 160 — 5А, 180 — АИР)
«АД» — ОАО «Сибэлектромотор» — с 71 по 90 и с 132 по 225 (не произодятся)
«АИРМ» — ОАО «Сибэлектромотор» — 112 (не производятся)
«АИРМ» — ОАО «Электромотор» — 63, 100
«АДМ» — ОАО «Уралэлектро» — с 56 по 132
«АО3«, «АО4» — ЗАО «БЭМЗ»

2. Признак модификации (может применяться одновременно несколько обозначений в одной марке, ниже приведен не полный перечень).

  • С — с повышенным скольжением
  • Е, 3Е, ЕУ — однофазный двигатель
  • В — встаиваемый
  • П — пристраевыемый
  • М — модернизированный
  • Х — с алюминиевой станиной
  • К — с фазным ротором
  • Р — с повышенным пусковым моментом
  • Ф — с принудительным охлаждением

3. Высота оси вращения.

В соответствии с ГОСТ13267, ряд высот оси вращения — 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355.

4. Установочный размер по длине станины.

По возрастанию: S, M, L. (от английских слов: Short, Medium, Long)
Также возможно отсутствие обозначения при единственном установочном размере по длине станины в одной высоте оси вращения.

5. Длина сердечника при одном и том же установочном размере.

6. Число полюсов (или частота вращения).

2, 4, 6, 8, 10, 12 или в случае многоскоростных электродвигателях: 2/4, 8/6/4, и т.д.

7. Признак по назначению (может применяться одновременно несколько обозначений в одной марке).

  • Б — со встроенной температурной защитой
  • Б1 — с датчиком температуры подшипника
  • Б2 — с датчиком и антиконденсатным подогревателем
  • Е — со встроенным тормозом
  • Е2 с тормозом с ручным растормаживающим устройством
  • Ж, Ж1, Ж2 — со специльным выходным концом вала
  • РЗ — для мотор-редукторов
  • Ш — для промышленных швейных машин (также применяется в марке 5АН для специального исполнения по конструкции для насосов)
  • П — повышенной точности по установочным размерам
  • Ф — хладономаслостойкое обозначение
  • А — для атомных электростанций
  • Х2 — химостойкие
  • Л — для лифтов
  • С — для станков-качалок
  • СШ — для сушильных шкафов
  • Н — малошумные
  • К — по нормам CENELEK
  • и т.д.

8. Климатическое исполнение.

9. Категория размещения.

Для того чтобы заказать электродвигатель недостаточно указать правильную маркировку.
Необходимо указывать:

  • IM — монтажное исполнение
  • напряжение питания (220/380, 380, 380/660)
  • IP — степень защиты (23, 44, 54, 55)

Источник

Что означают буквы и сокращения в современных моторах

Еще с 90-х гг. прошлого столетия в названиях многих серийных двигателей была только одна или две буквы. Притом, зная о нюансах транспортного средства, понять, что конкретно означает это сокращение было не очень трудно. Но, все меняется и в индексах двигателей нынешних машин появляется очень много весьма странной символики.

Возникают трудные аббревиатуры, которые не удастся расшифровать, если нет точного представления о том или ином образце мотора.
Когда большая часть неопытных водителей замечает на кузове авто букву «D», то в первую очередь человеку может показаться, что это дизельный автомобиль.

В действительности же буква «D» очень редко применяется для обозначения дизельного мотора. В настоящее время есть очень много сокращений, которые наносят на кузов. Что же они значат?

В основном, аббревиатуры, которые наносят на кузов, обозначают название определенной технологии, присутствие которой, в целях маркетинга, хочет выделить изготовитель.

Первыми такой подход разработали японские изготовители машин. В 90-х гг. прошлого века за счет конструкторов Митсубиси из-под конвейера вышло первое серийное авто с прямым впрыском бензина в мотор. Новые авто сразу начали отмечаться аббревиатурами GDI, что обозначало Gasoline Direct Injection . В дальнейшем японские разработчики начали пользоваться сокращением «D4».

Любопытно, но, ранее «D» в действительности писали на кузовах машин с дизельными моторами. После появления машин с прямым впрыском и дизельными моторами, снабженными этой технологией, появилась маркировка «D4».

Притом, сокращения названий одинаковых технологий могут меняться в зависимости от организации-изготовителя. К примеру, Рено назвали свой прямой впрыск Injection Direct Essence . В итоге чего на кузовах машин возникла аббревиатура IDE.

Фольксваген для этого же воспользовались аббревиатурой FSI — Fuel Stratified Injection. За машинами Ауди просто укрепилось сокращение из четырех букв — TFSI. Все это обозначает собственную технологию прямого впрыска.

Притом, надобность каким-то образом выделить дизель не пропала. Поэтому большая часть организаций приняла решение обозначать его, как и прежде, но с некоторыми изменениями. Вместо большой «D» на кузове появилась маленькая «d» в окончании номера транспортного средства или сразу после сокращения, в котором указан прямой впрыск горючего в двигатель.

Источник

Что означают маркировки двигателей TOYOTA

— Многие слышали буквенно-цифровые сочетания: 3S-FE, 2L-TE, 1JZ-GTE и.т.п., но не в курсе, что это означает. А ведь по названию японских двигателей можно узнать массу ценной информации. Надеемся, что эта статья поможет вам стать если не знатоками, то более просвещёнными людьми в данном вопросе.

Названия двигателей Toyot’у достаточно информативны, уступая в этом разве что двигателям Nissan. Итак, первым из символов в названия двигателей TOYOTA является цифра, предназначенная для определения порядкового номера двигателя в серии. Второй символ, говорит нам о серии мотора (буквенное обозначение (может также быть и двухбуквенной)). В техпаспорте как правило написана именно эта часть обозначения двигателя.

Рассмотрим пример касаемо серий двигателей, серия двигателей S, двигатели 3S-FE и 4S-FE конструктивно одинаковы (не абсолютно, но очень похожи), отличаются лишь рабочим объёмом и при желании их можно даже поменять местами. Аналогично 1AZ – 2AZ (двухбуквенная маркировка появилась на сериях двигателей которые появились после 1990 года), 2L – 3L (однобуквенная маркировка говорит нам что серия появилась ранее 1990 года), 1ZZ – 2ZZ и.т.д. Причём, не надо проводить привязок объёма к первой цифре, по принципу, чем больше объём двигателя, тем больше цифра и наоборот, скорее меньшая цифра означает более ранний год разработки и не более того. Не надо путать год начала выпуска конкретной модели двигателя и год начала выпуска новой серии.

Двигатели 3S-FSE, 5S-FE, 3C-TE, 2C-E (и многие другие) были разработаны после 1990 года, но так как они принадлежат к старым сериям S и C , то имеют одну букву до тире. А вот представителей серий JZ, AZ, KZ, ZZ и других с буквой Z в названии, до 1990 года нет ни одного.
Несколько необычно название трёхлитрового дизеля 1KZ-TE (1993 года разработки), ведь его последователь 1KD-FTV (тоже трёхлитровый дизель, но 1996 года разработки) имеет букву D в названии. Предположительно фирма TOYOTA с 1996 года решила применять для названий дизелей букву D (Diesel) , а для бензиновых двигателей букву Z .

Буквы, идущие после тире обозначают конструктивные особенности двигателя, прежде всего типа питания и типа ГРМ.
Первая буква (или её отсутствие) после тире обозначает особенности головки блока и «степень форсировки» двигателя. Если это буква F — то это двигатель стандартной мощности с 4 клапанами на цилиндр и двумя распредвалами в ГБЦ, так называемый High Efficiency Twincam Engine. У таких двигателей только один из распределительных валов приводится в движение ремнём или цепью, второй же приводится от первого через шестерню (двигатели с так называемой «узкой» головкой блока цилиндров).

4A-FE, 1G-FE, 3E-FE, 3S-FE и.т.д.
Если же первой после тире стоит буква G, то это двигатель форсирован (тоже два распредвала в ГБЦ), на каждом из распределительных валов есть шестерня которая имеет собственный привод от ремня (цепи) ГРМ. TOYOTA называет эти двигатели — High Performance Engine (двигатели с «широкой» головкой блока цилиндров).
Все двигатели с буквой G – бензиновые и только с электронным впрыском топлива, достаточно часто с турбонаддувом или чаржером. Примеры: 4A-GE (максимальная частота вращения 8000 об/мин), 3S-GE (максимальная частота вращения 7000 об/мин), 2ZZ-GE . Двигатели с буквами F и G могут принадлежать к одной серии (например, 3S-FE и 3S-GE ). Исходя из этого можно сказать что, они разработаны на одной основе (диаметр цилиндров, ход поршня (но не поршень) и многое другое — одинаковы), но различаются конструкции головок блока цилиндров, ГРМ и другими элементами двигателя.

Отсутствие букв F или G после тире означает, что двигатель имеет только один впускной и один выпускной клапан на цилиндр. 1G-E, 2C, 3A-L, 3L, 1HZ, 3VZ-E (причём распредвал не обязательно будет находится в ГБЦ) Второй после тире (или первой, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр) идёт буква несущая информацию о особенностях двигателя:
T — есть у всех двигателей с турбонаддувом (не путать с чаржером): 1G-GTE, 3S-GTE, 4E-FTE, 2L-TE.
S — двигатель с непосредственным впрыском топлива (разработки после 1996 года): 3S-FSE, 1JZ-FSE, 1AZ-FSE.
Х — двигатель, являющийся гибридной силовой установкой типа, работающий как правило в паре с одним или несколькими электродвигателями. 1NZ-FXE, 2AZ-FXE
P — двигатель, предназначенный для работы на сжиженном газе (LPG (Liquefied Petrol Gas)): 15B-FPE, 1BZ-FPE, 3Y-PE
N — двигатель, предназначенный для работы на сжатом газе: 15B-FNE , 1BZ-FNE.
H — особая система впрыска топлива, из некоторых источников с изменяемой геометрией впускного коллектора (фирменное обозначение: EFI-D): 5E-FHE, 4A-FHE
Третьей после тире (или первой — второй, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр и (или) не относится к категории двигателей, имеющих в названии после тире буквы T, S, N, X, P, H ) идёт буква несущая информацию о способе смесеобразования:
E — двигатель с многоточечным электронным впрыском (EFI) ; у дизельных двигателей это значит, что они с электронно-управляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД): 4A-FE (бензиновый), 1JZ-FSE (бензиновый), 3C-TE (дизель).
i — двигатель с одноточечным (моновпрыском) электронным впрыском ( Ci — Central injector ): 4S-Fi, 1S-Fi
V — есть только у дизельных двигателей 1KD-FTV, 2KD-FTV, 1CD-FTV , судя по всему, обозначает систему питания типа Common Rail (непосредственный впрыск дизельного топлива).
Если после тире отсутствуют буквы E, i, V , то это либо карбюраторный бензиновый двигатель, либо дизель с обычным (механическим) ТНВД: 4A-F (карбюраторный мотор, двухраспредвальный); 3С-T (дизель с механическим ТНВД) Достаточно старые бензиновые двигатели TOYOTA (разработки до 1988 года) после тире могут иметь буквы U, L, С, B, Z: 1G-EU, 1S-U, 2E-L, 3A-LU
L — поперечное расположение двигателя (3A-LU) или вообще трансверсаль у MR2
U — сниженная токсичность (для Японии) (+катализатор)
C — сниженная токсичность (для Калифорнии) (+катализатор)
B – Twin Carb — два карбюратора (устаревший код)
Z — SuperCharger (механический нагнетатель): пример: 1G-GZE, 4A-GZE
Примеры названий двигателей фирмы TOYOTA:
4A-FE — бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр и «узкой» головкой блока цилиндров, стандартного мощностного ряда, с многоточечным электронным впрыском топлива.
3C-T — дизель с 2 клапанами на цилиндр, турбонаддувом и обычным (механически управляемым) ТНВД.
1JZ-GTE — бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр, «широкой» головкой блока цилиндров, турбонаддувом и многоточечным электронным впрыском топлива.

Источник

Читайте также:  Обороты двигателя nissan tiida
Adblock
detector