Что означает зеленая зона на тахометре дизельного двигателя

Подготовка кадров «Школа для профессионалов»

Мировые автопроизводители уже давно перестали соревноваться между собой в скорости, мощности и грузоподъемности своих грузовиков. Ведь скорость и грузоподъемность в подавляющем большинстве случаев жестко регламентированы, а платой за лишнюю мощность является повышенный расход топлива. Поэтому основные акценты в конкуренции на этом рынке сначала переместились в ремонтно-сервисную зону, а когда и по этому показателю был достигнут относительный паритет, взоры «европейской семерки» обратились на подготовку водителей, а вернее — на повышение их квалификации.

Это направление становится тем более актуальным, чем больше всевозможных электронных наворотов получают современные грузовики. Большинство автопроизводителей использует при изготовлении различных вспомогательных устройств не только одни и те же принципы, но и одни и те же компоненты. Тем не менее водитель должен не только знать, для чего нужны те или иные опции, но и уметь грамотно их применять. А для этого, по мнению тех же автопроизводителей, необходимо определенное обучение как для начинающих водителей, так и для профессионалов с многолетним стажем. Более того, такое обучение необходимо при пересаживании не только с одной марки грузовика на другую, но даже и на более новую модель той же марки. К тому же, как показывает практика, многие водители, особенно те, которые имеют длительные неправильные навыки вождения, примерно через год снова возвращаются к изначально закрепившимся у них приемам управления автомобилем. Поэтому считается, что подобное обучение или, точнее, повышение квалификации водителей следует проводить ежегодно.

Смысл такого обучения для автовладельца очевиден: грамотный водитель сможет не только сэкономить топливо, но и снизить затраты на ремонт и сервисное обслуживание, одновременно продлив ресурс машины и увеличив ее остаточную стоимость.

Да и производителю от этого только польза. Позволяя автоперевозчику экономить, он делает свою технику более привлекательной. К тому же делает это он отнюдь не бескорыстно, поскольку такое обучение обычно платное.

Подобные тренинги проводят многие автопроизводители, а в минувшем году очередной учебный тур по Восточной Европе провел Mercedes-Benz. Стартовало данное мероприятие в Прибалтике, а затем прошло практически по всем странам региона, в каждой из которых оно длилось около недели, и завершилось в Украине. При этом за время проведения этого экотренинга было обучено около семисот водителей.

Первое подобное мероприятие состоялось еще в2008 г., а прошедшее стало третьим по счету. И каждое из них охватывало все больше стран и длилось дольше, чем предыдущее. Причем для экотренинга использовались учебные тягачи Actros, которые и посетили практически все страны Восточной Европы.

Во время последнего экотура учебные тягачи Mercedes-Benz Actros 1841 и 1846 объехали практически всю Восточную Европу

Перед тем как приехать в Украину, тягачи пересекли всю Восточную Европу «налегке», но для тренинга к ним цепляли полуприцепы с полной загрузкой, которые выделил один из местных перевозчиков.

Каждый полуприцеп был загружен под завязку

Обучение же водителей проводил Иоганн Балдиг, который сам когда-то работал водителем автобусов и грузовиков, а теперь уже девятый год работает тренером по вождению грузовых автомобилей.

На предварительном этапе

Прежде всего тренер поинтересовался, сколько лет каждый из присутствовавших проработал на грузовых автомобилях и на машинах каких марок. Как оказалось, и стаж, и опыт работы присутствовавших сильно отличался – от нескольких лет до нескольких десятков дет. Так же разнился и марочный состав грузовиков, на которых им довелось крутить баранку: от советских ЗИЛов и КАМАЗов до различных иномарок. Кстати, и сам тренер во время общения с водителями узнал много нового. В диковинку, например, было ему узнать о существовании такого тягача, как «Колхида»…

Понятно, что во время экотренинга никто никого не собирался обучать ездить на грузовиках, поскольку в нем участвовали преимущественно опытные водители с достаточно большим стажем. Два-три десятка лет назад, когда они проходили обучение, грузовики были совершенно другими. И хотя за прошедшее время техника сильно изменилась и усовершенствовалась, водители остались практически с прежним багажом знаний. Вместе с тем в качестве примера И. Балдиг привел тот факт, что в Германии даже секретарша должна ежегодно проходить курсы повышения квалификации, не говоря уже о тех, кто имеет дело с техникой.

Программа тренинга включала несколько этапов. После знакомства с участниками данного мероприятия и вводного инструктажа каждому из них предстояло проехать за рулем 40-тонного автопоезда по специально разработанному кольцевому маршруту протяженностью около10 км. Первый раз каждый должен был проехать данный участок так, как он обычно ездит. Тренер при этом фиксировал допускаемые ошибки, число переключений передач (несмотря на то, оба тягача были оснащены «автоматами»), а также время прохождения маршрута, общий и удельный расход топлива.

Затем предстояла теоретическая подготовка, «разбор полетов», и завершающая поездка каждого по тому же маршруту, но уже с использованием информации, которая была получена во время экотренинга. А после этого – сравнение результатов обеих поездок, подведение окончательных итогов и вручение сертификатов участникам экотренинга.

Оба тягача были оснащены автоматизированными 12-ступенчатыми коробками передач Power Shift со сцеплением, управляемым автоматикой. Передачи на этих машинах могут переключаться как в автоматическом, так и в ручном режиме, а при помощи педали газа производится управление не только двигателем, но и сцеплением, и переключением передач. Причем для опытных водителей, поездивших на грузовиках с автоматизированными КПП, давно уже не секрет, что передачи там далеко не всегда переключаются так, как следовало бы. Например, при медленном движении на груженом автопоезде они нередко стремятся переключиться «вверх», когда это совсем не нужно. Увы, автоматика не всегда понимает, чего хочет водитель, и стремится работать по алгоритму, позволяющему сэкономить как можно больше горючего.

Тем не менее перед курсантами была поставлена задача во время первой поездки использовать только «автомат». Впрочем, учебный маршрут, подготовленный для данных занятий, был подобран таким образом, чтобы автоматика на нем не давала сбоев. Естественно, при правильном управлении. Единственное вмешательство в работу коробки передач, которое допускалось на первом этапе без начисления штрафных баллов, заключалось в возможности понижения передачи на спуске для более эффективной работы моторного тормоза (который, включая ретардер, имеет на данных машинах пять ступеней торможения).

Нельзя не упомянуть и о некоторых особенностях комплектации учебных тягачей. В частности, они имели систему круиз-контроля, позволяющую задавать минимальную дистанцию до впередиидущего автомобиля и автоматически снижающую скорость при ее достижении.

Предложенный маршрут включал отрезок окружной дороги протяженностью в несколько километров, примерно такой же участок загородной магистрали, а остальная его часть петляла по хоть и асфальтированным, но очень узким сельским дорогам с крутыми поворотами, подъемами и спусками. Однако движение было не интенсивным, что позволяло всем водителям быть в более-менее равных условиях.

Организаторы постарались не создавать для экотренинга тепличных условий

Немного теории…

После завершения первого этапа, который каждый из водителей проехал так, как привык или как считал правильным, в учебном классе сервисного Центра грузовых и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz «Атлант» состоялся семинар. На нем были рассмотрены теоретические и технические вопросы экономичного и безопасного управления автопоездом, в том числе физика, механика и психология этих процессов.

Читайте также:  Мастер кит регулятор оборотов асинхронного двигателя

Обычно, когда упоминают об экотренинге, многие думают, что речь должна идти только о снижении потребления топлива. Безусловно, это очень важный показатель, ведь в себестоимости перевозок затраты на горючее составляют около 50 %. Но на самом деле это только одна из целого ряда составляющих как прямых, так и косвенных затрат. К первым относятся затраты на сервисное обслуживание, а также ресурс и остаточная стоимость автомобиля, на что прямо влияет его грамотная эксплуатация. А ко вторым – безопасность перевозок, от которой зависит не только состояние автопоезда и груза, но и в немалой степени репутация перевозчика. Но обо всем по порядку.

Где теряется топливо?

Какой самый простой способ снизить расход топлива? Не перегружать двигатель, а еще лучше – его вообще выключить. Вывод этот хоть и абсолютно верный, но совершенно абсурдный, поскольку никакой экономии от этого не будет. Ведь перевозчик зарабатывает деньги только тогда, когда его грузовики доставляют груз. А их моторы в это время, понятное дело, должны работать. Поэтому вопрос нужно ставить по-другому: как достичь максимальной эффективности перевозок при минимальном потреблении топлива?

Для этого нужно учесть все факторы, влияющие на расход топлива. При этом на одни из них водитель может повлиять, а на другие – нет. Но чтобы понять, как добиться большей экономии топлива, необходимо понимать, что во время движения автомобилю постоянно приходится преодолевать какое-то сопротивление.

В целом все топливо, сгораемое в двигателе, тратится на внутренние потери в двигателе, а также на преодоление сопротивления трения качения и сопротивления воздуха. Не считая, конечно, прямых потерь, зависящих от КПД двигателя.

Сопротивление качению зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от давления в шинах, проверку которого многие водители возлагают на сервис, где они периодически проходят ТО. Но уменьшение давления на 1 ат приводит к увеличению расхода топлива на 1 л/100 км, что равноценно постоянному движению на подъем с уклоном 1 %. Естественно, что на давление в шинах водитель может и должен влиять.

Также сопротивление качению зависит и от качества дорожного покрытия, которое водителю неподвластно. Так что единственное, что можно сделать в этом случае, – немного сбавить скорость.

Не может повлиять водитель и на угол подъема, который предстоит преодолевать его автопоезду. Но чтобы снизить расход топлива в данном случае, необходимо начинать подъем с хорошим запасом скорости и в зоне повышенных оборотов двигателя, в дальнейшем своевременно переключая передачи.

Следующий фактор – сопротивление воздуха. Чтобы бороться с ним необходимо установить спойлеры и ехать с меньшей скоростью. Кроме того, важно, чтобы на полуприцепе был хорошо натянут тент.

При этом если сопротивление качению и подъему увеличивается линейно и прямо пропорционально, то сопротивление воздуха нарастает в квадратичной зависимости от скорости автомобиля.

До 40 -50 км/чсопротивление воздуха настолько мало, что его практически можно не учитывать, но затем оно начинает быстро нарастать, поэтому скорость движения автопоезда достаточно существенно влияет на расход топлива. Что может выиграть водитель, двигаясь со скоростью не90 км/ч, а 80? Теоретически такая разница в скорости позволит проехать 100-километровый отрезок пути на 8 минут быстрее, но практически, этот выигрыш будет меньше. В то же время расход топлива при этом (опять же – теоретически) возрастает на 10 – 12 %.

А если учесть, что увеличение скорости повышает неравномерность движения (число связанных с этим торможений и разгонов), на самом деле расход топлива возрастет еще больше. Поэтому наиболее оптимальной считается скорость85 км/ч, которая позволяет делать меньше обгонов и ехать более равномерно. При этом и потери времени минимальны, и расход топлива сравнительно невелик.

И здесь нельзя не отметить, что из-за сопротивления воздуха на разгон 40-тонного автопоезда от 80 до90 км/чтребуется столько же горючего (0,3 л), сколько на его разгон с 0 до45 км/ч.

Кстати, правильный разгон тоже влияет на расход топлива. Если на педаль газа нажимать несильно, «автомат» будет включать подряд каждую передачу и каждую половинку, а при каждом переключении происходит дополнительный впрыск топлива. Кроме того, из-за небольшой мощности, передаваемой на ведущие колеса, разгон потребует достаточно много времени. Соответственно, для того чтобы выйти на расчетную среднюю скорость движения, придется дольше двигаться на максимальной скорости. Поэтому со всех точек зрения наиболее оправдан максимально быстрый разгон до расчетной скорости движения при более сильном нажатии на педаль газа.

Если же автопоезд съезжает на второстепенную дорогу, где скорость движения невысока, важно двигаться с постоянной скоростью, минимизировав количество переключений коробки передач.

Также очень важно резко не тормозить, да и вообще избегать торможения. А перед поворотом или остановкой следует максимально использовать движение накатом. И раньше убирать ногу с педали газа. Кстати, движение на нейтрали, как правило, не понижает, а повышает расход топлива. Ведь при движении накатом на 12-ой передаче топливо в двигатель не подается, а при качении на нейтралке мотор работает на холостых оборотах, потребляя около 2 л/ч.

К этому нужно добавить, что резкое нажатие на педаль тормоза уменьшает стабильность автопоезда и повышает его склонность к опрокидыванию в поворотах из-за смещения центра тяжести. Соответственно, необходимо стремиться проходить повороты по максимальному радиусу, чтобы кроме того уменьшить износ шин прицепа и то сопротивление качению, которое они оказывают при этом.

Мощность и крутящий момент

Часто многие водители путают такие понятия, как мощность двигателя и его крутящий момент. А в этом необходимо разбираться, чтобы максимально использовать возможности двигателя при минимальном расходе топлива.

На грузовиках Actros любого поколения все двигатели (как R6, так и V8) развивают максимальную мощность при 1800 об/мин, а их максимальный крутящий момент приходится на 1080 об/мин.

Максимальную мощность двигатели тягачей Actros развивают при 1800 об/мин, уже за пределами зеленой зоны тахометра

Если обороты двигателя Mercedes-Benz превышают 1800 в минуту, процессы сгорания топлива в нем происходят не так правильно, как нужно, и его мощность падает. Поэтому тот, кто ездит на 2000 об/мин, может рассчитывать только на 85 % мощности своего двигателя при повышенном расходе топлива. И это особенно хорошо заметно, если перед подъемом раскрутить мотор до 2000 об/мин: с началом подъема стрелка тахометра очень быстро опустится до отметки 1800.

В секторе от 1100 до 1800 об/мин можно давать двигателю полную нагрузку, а при меньших оборотах – только частичную. Это означает, что если только поддерживать скорость и лишь слегка нажимать на газ, можно опустить обороты двигателя до 700 — 800 в минуту. Например, для того чтобы поддержать движение автопоезда со скоростью80 км/ч, необходимо100 л. с., или 22 – 24 % мощности двигателя. При движении же с той же скоростью на 1-процентный подъем, который практически незаметен, потребуется уже не100 л. с., а 200 или в два раза больше!

Читайте также:  Как собрать двигатель паз

Для равномерного движения 40-тонного автопоезда по прямой со скоростью80 км/ч необходимо100 л. с. А для движения с такой же скоростью на 1-процентный подъем требуется вдвое больше

Если же педаль газа нажимать наполовину ее хода или более, двигатель будет работать уже не в экономичном режиме. Поэтому если крутящего момента двигателя не хватает (например, при движении на подъем или при разгоне), нужно не давить на педаль газа, а переключиться на низшую передачу.

Красный, желтый, зеленый…

Сейчас тахометр имеется на всех без исключения грузовиках. Но при этом далеко не все знают, почему его шкала разбита на зеленую, желтую и красную зоны, зачем они нужны и что означают.

Назначение зеленой зоны более-менее понятно. Это тот диапазон оборотов, в котором благодаря максимальному крутящему моменту обеспечивается наиболее экономичный режим движения.

В то же время желтая зона тахометра показывает диапазон наиболее эффективной работы моторного тормоза. При этом если машина оборудована только моторным тормозом и не имеет ретардера, наиболее эффективное торможение на затяжном спуске будет в верхней части желтой зоны тахометра, при 2200 об/мин. Так, если при 1800 об/мин мощность торможения моторным тормозом составляет204 л. с., то при 2200 об/мин она возрастает вдвое – до408 л. с. В таком режиме двигатель не расходует топливо, перекачивая лишь воздух и издавая повышенный шум. А энергия торможения преобразовывается в теплоту сжимаемого двигателем воздуха. Учитывая же, что двигатель работает на повышенных оборотах, быстрее будет крутиться и помпа, лучше охлаждая двигатель.

Ретардер, который может добавить еще408 л. с. тормозного замедления, тоже вырабатывает много тепла, и для его отвода также необходимо лучшее охлаждение, которое обеспечивается на повышенных оборотах. Поэтому тормозить двигателем при 2200 — 2300 об/мин не только не вредно, но и наиболее эффективно. Более того, это просто идеальные обороты при торможении моторным тормозом. Но с нажатой педалью газа в желтом секторе ехать, конечно же, не стоит.

Что же касается красно-желтой зоны, то в ней можно находиться, но очень непродолжительное время. И если при переключении оборотов стрелка тахометра внезапно зашла в эту зону, особой опасности это не представляет. В этом случае достаточно включить повышенную передачу или просто нажать на тормоз.

А вот в красную зону забираться нельзя. Если сюда зайдет стрелка тахометра, может произойти разрушение двигателя. Впрочем, на большинстве моторов Mercedes-Benz электроника ограничивает обороты двигателя до 2100 — 2200 в минуту в зависимости от мощности двигателя. Но, как говорится, на электронику надейся, а сам не плошай!

Правда, шкалы – шкалами, но иногда приходится отступать от их рекомендаций. Например, при движении на подъем говорить об экономии топлива не приходится. Ведь эта работа требует дополнительной мощности независимо от скорости подъема. Но при медленном подъеме на тот же путь пойдет больше топлива, так как двигатель будет больше времени работать в неэкономичном режиме. А при правильном использовании мощности двигателя эта же работа будет выполнена быстрее. Соответственно, на подъем желательно двигаться используя максимальную мощность двигателя, т. е. при 1800 об/мин – в диапазоне, находящемся уже в желтом секторе шкалы тахометра, ведь при 1500 об/мин двигатель выдает лишь 90 – 95 % мощности. Но если использовать максимальную мощность при движении на подъем или при обгоне вполне оправданно, то при постоянном движении это уже неэкономично.

Кстати, для экономии горючего в холмистой местности можно отключать ограничитель скорости, чтобы быстрее разгоняться на спусках и потом легче взбираться на подъем. Кроме того, ограничитель скорости отключается, когда водитель нажимает педаль газа до упора («кик-даун»), что бывает необходимо для завершения обгона.

Может ли тахометр подсказать, как следует изменить обороты? Оказывается, может. Кроме зеленой шкалы на циферблате тахометра (прямо над ней) расположен сегмент из зеленых светодиодов, несколько из которых обычно светятся. Эти светодиоды управляются бортовым компьютером, который анализирует информацию о частоте вращения двигателя, нагрузке, включенной передаче и ряде других параметров, и подсказывают, на каких оборотах движение будет наиболее экономично.

Например, если двигаться на подъем на оборотах менее 1100 в минуту, мощности двигателя будет недоставать, и зеленые светодиоды подскажут, что нужно увеличить обороты, переключившись на одну передачу вниз.

Кстати, снижение расхода топлива позволяет не только экономить средства, но и вносить вклад в охрану окружающей среды от загрязнений. Хотя у нас, конечно, пока это не так актуально, как в Европе.

При этом правильный подбор режимов движения (как оборотов двигателя, так и использование моторного тормоза) благоприятно сказывается на уменьшении эксплуатационного износа грузовиков. Одновременно с этим уменьшается и время их простоя на сервисных станциях. А чем меньше грузовик простаивает – тем больше он работает и приносит денег.

Безопасность

Очень важно, чтобы водитель как можно меньше подвергался стрессу. Ведь только отдохнувший водитель с хорошим самочувствием может обеспечить безопасность на дороге.

Но стресс может зависеть от целого ряда факторов, повлиять на которые водитель может далеко не всегда. Для примера можно рассмотреть фактор влияния окружающей среды. Водителя всегда окружают другие участники дорожного движения, которых обычно и принято винить во всех бедах. Одни из них едут слишком медленно, другие подрезают, стараясь влезть прямо перед автопоездом, третьи моргают сзади, требуя уступить дорогу. Да и пешеходы постоянно лезут прямо под колеса. Повлиять на это ни один водитель не может, разве что высказать все, что он об этом думает. От этого, конечно, становится немного легче, но принципиально это проблему не решает.

Точно так же водитель не может повлиять и на заторы, вызванные непрерывным ростом количества транспорта, и на растущее в связи с этим время доставки груза.

Неподвластна водителю и погода с ее жарой, ливнями, морозом, снегопадом и гололедом, да и видимость никак не изменишь.

Не могут повлиять водители ни на качество дорог, ни на плохую организацию дорожного движения на постсоветском пространстве, ни на постоянный нездоровый интерес со стороны гаишников. От последнего могут защитить разве что депутатские «корочки», но у водителей крупнотоннажных грузовиков их, как правило, нет. Поэтому все внешние факторы приходится принимать как есть. Единственный способ повлиять на плохую дорогу – поехать в объезд. Но ведь далеко не каждого водителя правильно поймут, когда он самовольно изменит маршрут или скажет, что не хочет ехать по какой-то дороге. Поэтому здесь большое значение имеют опыт водителя и его репутация на предприятии. Но если имеется возможность выбора между плохой и хорошей дорогой, то нормальный водитель предпочтет, конечно же, ту, которая лучше.

Читайте также:  Чем мыть двигатель сверху

Очень важной является реакция водителя, которая отличается не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях. Для подтверждения этого тезиса И. Балдиг внезапно бросил пачку сигарет в одного из участников тренинга, который среагировал на это только тогда, когда пачка уже ударилась об него. Казалось бы, какое это имеет отношение к делу? А дело заключается в том, что время реакции зависит от готовности водителя на что-то отреагировать. Никакого открытия здесь нет. Но если настроиться и быть готовым к возможным событиям, время реакции можно существенно минимизировать. Если же происходит что-либо, чего человек не ожидал, время реакции растягивается как минимум на одну секунду. А на скорости80 км/чгрузовик за эту секунду проезжает22 м. Поэтому водитель ни на секунду не должен расслабляться.

Не менее важным показателем является и диапазон зоркости, который существенно изменяется при движении с различной скоростью движения: чем выше скорость – тем уже угол зрения. Именно поэтому в местах, где требуется повышенное внимание, связанное с тем, что необходимо одновременно контролировать много объектов, устанавливаются ограничения скорости. Ведь при движении с небольшой скоростью угол зрения расширяется и водитель лучше видит, что делается на дороге непосредственно возле автомобиля. И чем быстрее движется автомобиль, тем больше сужается угол зрения водителя, тем внимательнее он должен быть и тем больше на его внимании сказывается утомление.

Если водитель на что-то отвлекается, в этот момент он пропускает много другой, нередко более важной, информации. Причем подобные отвлечения происходят подсознательно и зачастую их просто невозможно предвидеть. В качестве характерных примеров можно назвать ДТП, засмотревшись на которое водитель может не заметить притормозивший впереди автомобиль. Не менее опасным раздражителем являются женщины в мини. Поэтому водителю необходимо запомнить: он должен смотреть туда, куда он едет, а не на то, что ему интересно, и не туда, куда он боится въехать. Например, сконцентрировавшись на объезжаемом препятствии, можно не заметить автомобиль или пешехода перед машиной.

Каждый водитель, который достаточно долго ездит на каком-то грузовике, привыкает к его габаритам и проходит все узкие места «на автопилоте». Но стоит такому водителю пересесть с меньшего грузовика на больший, как выработанный годами автоматизм может сыграть с ним злую шутку и привести к ДТП. Аналогичным образом (при пересаживании на другой автомобиль) могут подвести и другие привычки. Особенно когда потребуется, чтобы водитель быстро на что-то среагировал.

Но здесь вступает в силу еще один фактор: правильная оценка информации. Ведь информация, получаемая водителем, нередко бывает неоднозначной и интерпретировать ее можно по-разному, поскольку нередко происходит обман зрения или так называемые оптические иллюзии. А это может привести к неправильной оценке дорожной обстановки. Прежде всего опасность заключается в неправильной оценке расстояния до объектов, а также их скорости.

Вертикальные линии кажутся изогнутыми, хотя на самом деле это параллельные прямые

Мы видим на рисунке искривленные линии, хотя на самом деле они прямые

Какой из цветных отрезков длиннее? На самом деле они одинаковы

Что вы видите на этом рисунке: вазу или два лица в профиль?

К чему ближе красная точка, к основанию треугольника или к его вершине?

Здесь нарисована группа идеальных концентрических окружностей

Отрезок АВ кажется существенно длиннее отрезка CD, хотя на самом деле они одинаковы

При движении глаз по изображению кажется, что кружки мерцают

Чтобы оценить внимание участников экотренинга, тренер И. Балдиг показывал его участникам различные картинки в течение одной секунды. А потом просил сказать, кто какую самую важную информацию на ней он увидел. Учитывая же, что картинки эти были с подвохом, каждый обращал внимание на что-то свое. Точно так же и на дороге: любой может пропустить что-то важное, от этого не застрахован никто.

О том, насколько важны все вышеперечисленные «мелочи», свидетельствует статистика по ДТП в Евросоюзе. Нужно отметить, что эта статистика основана на глубоком анализе причин ДТП, поскольку после каждого из них там проводится серьезная проверка, которая устанавливает его истинную причину. Ведь в отличие от наших традиционных заключений, типа «превысил скорость» и «не справился с управлением», в Евросоюзе копают значительно глубже.

Статистика причин ДТП в странах Евросоюза, %

Неправильная оценка обстановки

Прочие помехи восприятия

При этом именно неправильная оценка обстановки является причиной почти половины от общего количества ДТП. А около четверти аварий связаны с биоритмами водителя. После обеда водителей обычно клонит в сон, и именно в это время происходит самое значительное число аварий. Поэтому после обеда лучше всего где-нибудь припарковаться и поспать хотя бы 15 — 20 минут.

Второй круг

После завершения теоретической части, на которой в деталях было рассмотрено, как попасть из точки А в точку Б с минимальным расходом горючего, каждый из участников экотренинга проехал еще один круг по тому же маршруту. Но на этот раз уже с использованием полученной перед этим информации. А затем последовало подведение итогов и сравнение результатов обеих поездок.

Кстати, несмотря на то, что в процессе экотренинга тестировать систему аварийного торможения (так же, как и подушки безопасности) не предполагалось, в ее работоспособности все-таки удалось убедиться, когда перед одним из автопоездов внезапно перестроился и резко затормозил автомобиль. Но так как водитель успел среагировать и нажал на тормоз, система аварийного торможения в действие не вступила, предупредив лишь красным треугольником на дисплее о слишком малой дистанции.

Итоги

При подведении итогов данного курса учитывался целый ряд показателей, в том числе и время поездки. Хотя более важно не само время, затраченное на прохождение дистанции, а равномерность движения. Соответственно, уменьшение времени поездки повлияло на повышение средней скорости движения у всех участников на 2 -8 км/ч. И это при том, что во второй поездке расход топлива удалось сократить на 3 — 7 л/100 км. Хотя у нескольких водителей расход топлива и возрос, возможно, на это повлияло ДТП, вызвавшее замедление транспортного потока и небольшую тянучку.

Стоило произойти небольшому ДТП, как тут же образовалась «тянучка», во время которой водители легковушек, как водится, норовили пристроиться перед автопоездом

После подведения итогов всем участникам экотренинга были выданы сертификаты учебного центра компании «АвтоКапитал» в том, что они приняли участие в тренинге «Экономное вождение с Mercedes-Benz» и повысили свою квалификацию в части снижения расхода горючего; снижения затрат на ТО и ремонт; управления всеми элементами автомобиля; облегчения труда водителя; увеличения безопасности движения и защиты окружающей среды.

И хотя говорят, что примерно за год большинство водителей, прошедших повышение квалификации, возвращается к своим старым вредным привычкам, нет сомнения в том, что основные идеи данного тренинга навсегда останутся в памяти его участников.

Источник

Adblock
detector