Что не нужно делать перед запуском двигателя трактора

Что не нужно делать перед запуском двигателя трактора

Подготовка трактора к пуску двигателя. Убедитесь в том, что топливные баки (основного и пускового двигателей) заполнены достаточным количеством топлива, система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью, а в картере уровень масла находится в допускаемых пределах.

Проверьте положение рычагов коробки передач и ВОМ и при необходимости рычаг коробки передач поставьте в положение «Нейтральное», а рычаг ВОМ — в положение «Выключено».

Проверьте надежность крепления электрических проводов к генератору, реле-регулятору, аккумуляторной батарее и стартеру и, если обнаружите ослабленные соединения, плотно затяните гайки.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 1. Удаление воздуха из системы питания дизеля:
1 — болт для выпуска воздуха; 2 — вентиль; 3 — сливная трубка; 4 — насос ручной подкачки.

Если трактор будет работать без аккумуляторной батареи, то установите винт сезонной регулировки реле-регулятора в положение «Л» — лето, а двигатель заведите при выключенных фарах.

Подготовка дизеля к пуску. Включите насос гидросистемы (в тракторах с приводом насосов через шариковую муфту, например Т-40М, насос включать не надо).

Если двигатель давно не заводили, то убедитесь в том, что система питания заполнена топливом и в ней отсутствует воздух. Для этого откройте вентиль (рис. 37), предназначенный для выпуска воздуха из фильтра тонкой очистки, и, отвернув рукоятку насоса, прокачайте топливо до тех пор, пока из сливной трубки не начнет вытекать топливо без пузырьков воздуха. После этого закройте вентиль и заверните на место рукоятку насоса ручной подкачки.

Если в системе питания воздух удаляется автоматически, то следует прокачать ее, но только в этом случае отвинчивать нужно бюлт, закрывающий выход топливу из П-образного канала топливного насоса.

Закройте шторку (или жалюзи) радиатора жидкостного охлаждения двигателя. Включите выключатель «массы», нажав на его шток.

На этом подготовка к пуску закончена.

Пуск двигателя электростартером заключается в следующем.

Пуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха более +5 °С. Поставьте рычаг декомпрессионного механизма в положение «Включено» (компрессия выключена).

Установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче.

Включите стартер и прокрутите двигатель в течение 3…5 с, после чего поставьте рычаг декомпрессионного механизма в положение «Выключено» (компрессия включена).

Если через 15 с двигатель не заведется, то попытку повторите через 1…2 мин. Если он после 3…4 попыток не заведется, то выясните причину неисправности и устраните ее, а затем приступайте к пуску.

Пуск горячего двигателя. Поставьте рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче, и включите стартер.

Пуск дизеля с помощью пускового двигателя несколько отличается от пуска стартером.

Пуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха более +5°С. Поставьте рычаг управления подачей топлива в положение «Подача выключена», а рычаг декомпрессора в положение «Включено» (компрессия выключена).

Ведущую шестерню механизма привода введите в зацепление с венцом маховика и выключите сцепление механизма привода пускового устройства.

Заведите пусковой двигатель в такой последовательности. Вначале смажьте его кривошипно-ползунный механизм, для этого откройте кран топливного бака, прикройте воздушную заслонку карбюратора и прокрутите пусковой двигатель стартером с выключенным зажиганием в течение 2…3 с. После этого включите зажигание и стартер. Если двигатель не заведется в течение 15 с, то повторите попытку через 1 мин. После 3…4 неудавшихся попыток проверьте его состояние и устраните причину, препятствующую пуску.

Прогрейте заведенный пусковой двигатель в течение 1…2 мин, после чего включите сцепление механизма привода.

Поставьте рычаг декомпрессионного механизма в положение «Выключенд» (компрессия включена) и через 30…40 с включите подачу топлива основного двигателя.

Предварительное прокручивание коленчатого вала основного двигателя с. выключенной подачей топлива нужно для того, чтобы загустевшее масло в смазочной системе успело поступить в подшипники. Пуск основного двигателя без предварительного прокручивания может привести к задиру подшипников коленчатого вала.

Как только основной двигатель заведется, немедленно выключите сцепление механизма привода, остановите пусковой двигатель, выключив зажигание и закрыв воздушную заслонку, и закройте кран топливного бака.

После пуска, прежде чем давать на основной двигатель нагрузку, прогрейте его на средней частоте вращения коленчатого вала до температуры охлаждающей жидкости не ниже 50 °С или масла — 35…40 °С (давление масла при этом должно быть не менее 0,12 МПа).

Пуск горячего двигателя. Поставьте рычаг управления подачей топлива в положение «Подача включена», а рычаг декомпрессора в положение «Выключено» (компрессия в цилиндре не выключена).

Ведущую шестерню механизма привода введите в зацепление с венцом маховика и выключите сцепление механизма привода пускового устройства.

Заведите пусковой двигатель, прогрейте его, затем включите сцепление механизма привода. Как только основной двигатель начнет работать, немедленно выключите сцепление, остановите пусковой двигатель и закройте кран топливного бака.

Пуск холодного двигателя при низкой температуре окружающего воздуха. При понижении температуры окружающего воздуха резко возрастает момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала.

Холодный воздух, поступающий в холодные цилиндры, топливо и масло создают такие условия, что даже двигатель с хорошими пусковыми качествами не удается завести.

В числе приемов, облегчающих пуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха, находят применение: разжижение картерного масла бензином, подача в момент пуска в цилиндр легковоспламеняющейся жидкости, обладающей низкой температурой воспламенения и содержащей в себе компоненты, предохраняющие детали двигателя от задиров и коррозии; подогрев воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. В последнем случае на двигателях (в воздушном трубопроводе) устанавливают специальные свечи (при температуре окружающего воздуха не ниже —15 °С) или электрофакельные подогреватели (при температурах окружающего воздуха от —15 до —30 °С) либо используют жидкостные или воздушные подогреватели всего двигателя для работы при более низких температурах.

Применяя свечи подогрева и электрофакельные подогреватели, нужно одновременно заливать в двигатель горячие воду и масло. Следует иметь в виду, что нагревать масло на открытом огне недопустимо. Это можно делать только в специальных водомасло-грейках или в закрытой посуде, помещенной в кипящую воду.

Разжижение картерного масла бензином. Во время работы двигателей с воздушным охлаждением при температуре воздуха от —10 до —30 °С после остановки трактора и двигателя (по окончании смены) залейте в картер бензин в количестве 10% от залитого масла. Заведите двигатель, дайте ему поработать при средней частоте вращения вала 2…3 мин и затем остановите его. При заливке бензина соблюдайте осторожность, чтобы не допустить его воспламенения.

Последующий пуск после стоянки на холоде проводите обычным способом. Повторно разжижать масло можно после того, как двигатель проработал под нагрузкой не менее 5 ч.

Использование легковоспламеняющейся жидкости. Для подачи пусковой жидкости в двигатель применяют пусковое приспособление 5ПП-40А, устанавливаемое на тракторе. Оно состоит из распылителя, установленного во впускной трубе двигателя, смесителя II и воздушного насоса III .

Двигатель, подготовленный к пуску, заводите в такой последовательности.

Рис. 2. Пусковое приспособление 5ПП-40А:
I — распылитель; II — смеситель; III — воздушный насос; 1 —игла; 2 — крышка; 3 и 4 — ручки; 5 — капсула.

Поставьте рычаг подачи топлива в положение наибольшей подачи. Отъедините питающий электропровод от электроподогревательного устройства и изолируйте его наконечник изоляционной лентой. Откройте крышку, вставьте капсулу с пусковой жидкостью и плотно закройте крышку.

Нажмите без особого усилия на ручку и проколите капсулу иглой. При очень низкой температуре одной капсулы для пуска недостаточно, поэтому выньте проколотую капсулу, вставьте вторую и также проколите, т. е. зарядите смеситель сразу содержимым двух капсул.

Сделайте два двойных хода ручкой для того, чтобы заполнить всю систему пусковой жидкостью.

Включите стартер и одновременно с этим начинайте подавать пусковую жидкость, делая рукой 30…60 двойных качаний в минуту (чем ниже окружающая температура, тем частота должна быть больше).

Как только дизель заведется, выключите стартер и продолжайте подавать пусковую жидкость до начала устойчивой работы двигателя на частоте холостого, хода.

Использование пускового приспособления аэрозольного типа ППА . Установите в приспособление аэрозольный баллон. Перед этим убедитесь, что в нем имеется пусковая жидкость. Поставьте рычаг управления подачей топлива в положение наибольшей подачи, а рычаг коробки передач в нейтральное положение. Включите включатель «массы» и выключите главное сцепление трактора.

Рис. 3. Пусковое приспособление аэрозольного типа ППА :
а в рабочем положении; б — в нерабочем состоянии — летнее время; 1 — включатель «массы»; 2 — кнопка; 3 — обмотка; 4 — шток; 5 — клапан; 6 — аэрозольный баллон; 7 — тРУбка; 8 — форсунка.

Рис. 4. Пусковой подогреватель типа ПЖ (а) и переключатель (б): 1 — котел; 2 — труба; 3 — рукоятка; 4 — фильтр-отстойник; 5 — вентилятор; 0 — нейтральное положение; I — продувка котДа; II — работа подогревателя.

После этого включите стартер или начните прокручивать коленчатый вал пусковым двигателем и через 1…2 с нажмите на кнопку. При этом электрический ток из аккумулятора пойдет по обмотке, а создавшееся магнитное поле переместит вниз шток, который откроет клапан баллона. Пусковая жидкость по трубке поступит в форсунку и через нее попадет во впускную трубу дизеля. Как только двигатель начнет самостоятельно работать, отпустите кнопку.

Применяя пусковые жидкости, не включайте одновременно свечи подогрева или электрофакельный подогреватель и не включайте пусковое устройство при работающем дизеле.

Применение свечи подогрева или электрофакельного по до гревателя. После всех подготовительных операций, описанных выше, пуск выполняйте в такой последовательности.

Включите свечу накаливания и проследите по контрольному элементу за нагревом спирали. Через 40…60 с включите стартер. Налейте дизельное топливо в бачок подогревателя.

При подогреве через 15…20 с включите стартер. Одновременно с этим в подогревателе откроется клапан и на спираль будет вытекать топливо, которое, воспламеняясь, подогревает воздух, поступающий в цилиндры двигателя. Если после этого двигатель не заведется в течение 30…40 с, то операции пуска повторите.

Использование жидкостного предпускового подогревателя. Подогрейте воду (для заливки в систему охлаждения двигателя) до температуры не ниже 5 °С (чем выше, тем лучше).

Закройте шторку радиатора и пробку на коллекторе котла и прочистите его дренажное отверстие. Откройте крышки заливной горловины радиатора и заливной трубы, а также заслонку вентилятора. Включите выключатель «массы». Включите вентилятор, для чего поставьте рукоятку в положение I и продуйте котел в течение 1,5…2 мин.

Читайте также:  Cayenne какое масло лить в двигатель

Откройте кран фильтра-отстойника и убедитесь в том, что утечки топлива в соединениях топливопроводов нет.

Поставьте рукоятку в положение II на 15…30 с для смачивания топливом футеровки горелки, после чего верните ее в положение 0. Закройте заслонку вентилятора и включите свечу накаливания. Через 1 мин после включения свечи топливо в камере сгорания должно воспламениться, при этом будет слышен хлопок.

Поставьте рукоятку в положение II и плавно откройте заслонку. Когда она будет открыта полностью и подогреватель начнет устойчиво работать, выключите свечу.

Залейте в трубу 2,5…3,0 л воды, а через 5 мин еще немного (половину объема системы охлаждения). Затем закройте крышку трубы и прогревайте двигатель до тех пор, пока из горловины радиатора не будет интенсивно выходить пар. После этого через трубу малыми порциями постепенно заполните всю систему охлаждения водой.

Как только вода в системе охлаждения нагреется до температуры 50…60 °С, пустите двигатель. После этого переведите рукоятку в положение I, закройте кран фильтра-отстойника, через 2…3 мин переведите рукоятку в положение 0 и закройте заслонку.

Работа двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если по каким-либо причинам трактор с работающим на холостом ходу двигателем должен длительное время (более 15 мин) стоять, двигатель следует заглушить и пустить вновь, когда в этом возникнет необходимость.

Нельзя допускать длительную работу двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала без нагрузки. В этих условиях резко увеличивается неравномерность подачи топлива по цилиндрам, ухудшается его распыливание, снижается тепловой режим двигателя и др. Все это приводит к закоксовыванию форсунок и увеличению износа деталей двигателя.

Остановка двигателя. Останавливать двигатель рекомендуется при температуре охлаждающей жидкости не выше 60 °С. При большей температуре, вследствие прекращения циркуляции охлаждающей жидкости, в системе охлаждения возможны местные перегревы деталей и выбрасывание жидкости через паровой клапан.

Чтобы остановить двигатель, нужно открыть шторку (или жалюзи) радиатора, снизить частоту вращения коленчатого вала и дать ему поработать на малой частоте вращения до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 60 °С. После этого, плавно поворачивая рычаг акселератора, надо выключить подачу топлива. Быстрое выключение топлива или, как иногда делают неопытные трактористы, выключение «с прогазовкой» (т. е. резкое увеличение подачи, а затем быстрое выключение) совершенно недопустимы и особенно опасны для двигателей, снабженных турбокомпрессором. При быстром выключении топлива происходит и быстрая остановка двигателя, сразу прекращается подача масла к подшипникам турбокомпрессора, и подшипники его вала, вращающегося некоторое время по инерции, остаются без смазки, что может привести к их разрушению.

Нельзя останавливать двигатель закрытием крана топливного бака, так как это приводит к засасыванию воздуха в топливную систему.

Недопустимо также (кроме аварийных случаев) останавливать двигатель включением декомпрессионного механизма, так как это может привести к преждевременному износу деталей цилиндро-поршневой группы, деталей газораспределительного и декомпрессионного механизмов, закоксовыванию форсунок.

После остановки дизеля отключите аккумуляторную батарею от «массы», выключив включатель «массы» (контрольная лампа, устанавливаемая на многих тракторах, при этом погаснет). В противном случае может произойти ее разрядка через обмотку возбуждения генератора.

Для производственного обучения могут использоваться тракторы ДТ-54А, ДТ-75, Т-75, Т-74 и Т-100М, Т-100МГП, Т-140, Т-180 и «Беларусь» МТЗ -5М, по которым приведена последовательность операций пуска и остановки их двигателей.

Запуск пускового двигателя. Открыть краники бензинового и топливного баков. Рычаг переключения передач редуктора поставить в нейтральное положение. Выключить подачу топлива, передвинув рычаг регулирования топлива вперед до отказа. Закрыть штор-kv радиатора. Рычаг декомпрессора поставить в положение на «Прогрев». Рычаг переключения передач редуктора установить в крайнее заднее положение, рычаг включения шестерни поставить в нижнее положение, а затем в верхнее, рычаг муфты сцепления пускового двигателя установить в крайнее заднее положение.

Открыть крышку воздушного патрубка карбюратора, прикрыть воздушную заслонку, ввести узел пускового шнура в паз маховика и намотать шнур на маховик. Рывком потянуть на себя конец шнура, при этом пусковой двигатель должен завестись.

После запуска пускового двигателя открыть воздушную заслонку карбюратора и дать двигателю проработать на холостом ходу 1—2 мин.

Пуск основного (дизельного) двигателя. Включить муфту сцепления пускового двигателя, передвинув рычаг в крайнее переднее положение, прокрутить дизель 1—2 мин, включить муфту, включить вторую передачу редуктора и снова выключить муфту.

После прокручивания дизеля на протяжении 2—3 мин рычаг Декомпрессора поставить в положение «Пуск», а через 2—3 мин — положение «Работа», затем рычаг подачи топлива передвинуть на половину сектора, при этом дизель должен завестись. Если пусковой двигатель будет уменьшать обороты, рычаг декомпрессора поставить в положение «Пуск», при этом закрыть подачу топлива и снова прокручивать дизель до тех пор, пока пусковой двигатель не будет прокручивать дизель, не уменьшая оборотов. После этого рычаг декомпрессора передвинуть в положение «Работа» и открыть подачу топлива. Если дизель не заводится, необходимо выпустить воздух из фильтров грубой и тонкой очистки и из головки секции топливного насоса при помощи ручного подкачивающего насоса.

Рис. 1. Пуск шнуром пускового двигателя трактора ДТ-54А

Рис. 2. Включение второй передачи редуктора трактора ДТ-54А

После пуска дизеля выключить муфту сцепления пускового двигателя, закрыть кран топливного бака, выключить зажигание и закрыть крышку воздушного патрубка. Запрещается ставить рычаг редуктора в нейтральное положение.

Далее необходимо проверить работу дизеля на средних и нормальных оборотах на протяжении 2—3 мин. Дизель должен работать равномерно, без стуков и шумов. Работа дизеля вхолостую более 10 мин нежелательна, так как при этом нерационально расходуется топливо и изнашиваются детали двигателя.

При устойчивой работе дизеля следует закрыть боковины капота и закрепить их защелками. Для остановки дизеля надо выключить подачу топлива, передвинув рычаг подачи топлива в крайнее переднее положение.

Перед началом пуска необходимо: проверить, установлены ли в нейтральное положение рычаги переключения передач; прекратить подачу топлива, поставив рычаг в крайнее верхнее положение; закрыть шторку радиатора; открыть кран топливного бака; снять правую боковину капота; рычаг декомпрессионного устройства поставить против надписи «Пр. 1»

Запуск пускового двигателя. Открыть правую крышку верхнего щита капота. Включить первую передачу редуктора пускового двигателя, поставив рычаг в крайнее заднее положение. Ввести в зацепление шестерню механизма включения с венцом маховика основного двигателя, передвинув в крайнее нижнее положение,-а затем поднять его вверх до замыкания стопора. При затрудненном включении шестерни нельзя прилагать большее усилие, а нужно включить муфту сцепления пускового двигателя, открыть заливной краник и, проворачивая рукой маховик, ввести шестерню в зацепление с венцом маховика основного двигателя.

Рис. 3. Ручной подкачивающпй насос (помпа)

Выключить муфту сцепления пускового двигателя, поставив ры-н крайнее заднее положение. Открыть кран топливного бака двигателя. Открыть крышку воздушного патрубка кар-л оратора. Полностью открыть дроссель и закрыть воздушную заслонку карбюратора.

Нажать на кнопку магнето и выключить зажигание пускового пвигателя, а затем при выключенном зажигании отвести в крайнее заднее положение рычаг включения стартера, чтобы ведущую шестерню стартера ввести в зацепление с венцом маховика и включить стартер. Включив стартер, повернуть на три-четыре оборота коленчатый вал двигателя и отпустить рычаг стартера и кнопку магнето для включения зажигания. Поворачиванием коленчатого вала будет осуществлена смазка кривошипно-шатунного механизма двигателя маслом, разведенным в бензине.

Если перед пуском основной двигатель длительное время не работал, нужно рукояткой провернуть вручную его коленчатый вал на два-три оборота. Открыть крышку воздушного патрубка, приоткрыть воздушную заслонку карбюратора и прикрыть его дросселем.

Не включая зажигания, снова отвести в крайнее заднее положение рычаг стартера, включить стартер и вращать коленчатый вал до пуска двигателя, но не более чем 18—20 сек за одну попытку. Если при первой попытке двигатель не начнет работать, то для нормальной работы аккумуляторной батареи повторно включить стартер можно не ранее чем через 3—4 мин. Если же и после третьей попытки двигатель не начнет работать, то нужно приостановить пуск, тщательно осмотреть все приборы системы питания и зажигания двигателя и устранить неисправности. После начала работы двигателя нельзя держать рычаг стартера во включенном положении.

После пуска двигателя полностью открыть воздушную заслонку и дать двигателю проработать на холостом ходу не более 2 мин. Длительная работа пускового двигателя на холостом ходу без прокручивания вала дизеля приводит к его перегреву.

Перед запуском пускового двигателя после длительной стоянки необходимо спустить конденсат из картера и залить в цилиндр и регулятор по 25 см3 дизельного масла.

В случае неисправности стартера или аккумуляторной батареи запуск пускового двигателя можно осуществить вручную при помощи шнура. Для этого необходимо: снять с клеммы стартера про-н°Да, соединяющие стартер с аккумуляторной батареей и с амперметром на щитке приборов; вывинтить винты крепления стартера к его кожуху и снять стартер; отвернуть гайки крепления кожуха стартера к переходной плите и снять кожух; соединить винтом с гайкой наконечники снятых со стартера проводов и изолировать соединение изоляционной лентой; соединенные провода закрепить изоляционной лентой на кронштейне маслопроводов гидросистемы; выполнить все операции, необходимые при пуске, перечисленные выше; вставить узел на конце шнура в одну из прорезей на гребцу канавки маховика, намотать шнур в канавку в направлении, показанном имеющейся на нем стрелкой, и сильным рывком за деревянную рукоятку начать быстро вращать маховик.

Ни в коем случае нельзя наматывать шнур на руку, так как при пуске двигателя коленчатый вал может начать вращаться в обратную сторону и затянуть руку между шкивом и шнуром.

Пуск основного дизельного двигателя (дизеля). Поставить рычаг декомпрессора в положение «Пр. 1». Открыть полностью дроссель карбюратора пускового двигателя.

Плавно включить муфту сцепления пускового двигателя, переместив рычаг муфты сцепления в крайнее положение, и прокрутить коленчатый вал двигателя в течение 1 -2 мин на I передаче редуктора.

Читайте также:  Как поменять масло в двигателе хендай ix35

Выключить муфту сцепления пускового двигателя, переместив рычаг муфты сцепления в заднее положение; нажимая рукой на рычаг, остановить тормозком ведомый вал редуктора и включить II передачу редуктора; перемещением рычага в крайнее переднее положение плавно включить муфту сцепления.

После 1—2 мин прокручивания коленчатого вала дизеля на II передаче редуктора поставить рычаг декомпрессиониого устройства в положение «Пр. 2».

Через 1- 2 мин установить рычаг декомпрессора в положение «Работа». Если число оборотов коленчатого вала пускового двига теля будет при этом уменьшаться, нужно рычаг декомпрессиониого, устройства снова поставить в положение «Пр. 2» и продолжать прогрев двигателя в течение 1—2 мин. Затем снова перевести рычаг декомпрессора в положение «Работа» и включить полную подачу топлива, переместив рычаг вниз до отказа, и включить пусковой обогреватель; дизель начнет работать.

После первых вспышек, когда дизель начинает работать, шестерня механизма включения автоматически выходит из зацепления с венцом маховика, однако для предохранения пускового двигателя от резонанса необходимо сразу же после пуска дизеля выклкючить муфту сцепления пускового двигателя.

В жаркое время года в случае пуска неостывшего дизеля после его остановки разрешается: прогреть дизель на II передаче редуктора, минуя I; после прогрева двигателя ставить рычаг декомпрес! сора в положение «Работа» (минуя положение «Пр. 2»), включая при этом подачу топлива.

Ни в коем случае нельзя включать подачу топлива при проюрш чивании коленчатого вала дизеля на I передаче редуктора, так как дизель при этом не начнет работать.

Нельзя также для облегчения пуска холодного двигателя залипать бензин во впускную трубу дизеля. Это может привести к его

Остановка пускового двигателя. Как только дизель начал работать, останавливают пусковой двигатель. Для этого следует: прикрыть дроссель; выключить зажигание, нажав на кнопку выключателя магнето’; закрыть воздушную заслонку и крышку воздушного патрубка карбюратора; закрыть крап топливного бака пускового двигателя; закрыть крышку верхнего щита капота.

Проверка работы дизеля. После остановки пускового двигателя проверяют работу дизеля при средних и максимальных числах оборотов в течение 2—3 мин. Увеличивать и уменьшать число оборотов следует плавно. Работа двигателя должна быть устойчивой, равномерной, без стука и посторонних шумов. Двигатель считается прогретым и готовым к эксплуатации при температуре воды 50—55°С, давление маслц должно быть 2—3 кГ/см2.

Нельзя допускать работы двигателя на холостом ходу более 10 мин.

Остановка дизеля. Для остановки дизеля нужно переместить рычаг подачи топлива в крайнее верхнее положение. Нельзя останавливать дизель, закрывая кран топливного бака. Это приводит к засасыванию воздуха в топливную систему.

На тракторе Т-74 установлен дизельный двигатель СМД -14А. Пуск двигателя при температуре выше 5 °С нужно проводить в следующей последовательности: поставить рычаг топливного насоса в положение выключенной подачи топлива и включить декомпрессор; убедиться в том, что муфта редуктора пускового двигателя и муфта сцепления дизеля выключены; открыть краник подачи топлива к пусковому двигателю и патрубок карбюратора; нажать на кнопку включения электростартера и завести пусковой двигатель; прогреть пусковой двигатель в течение 2—3 мин; плавно включить мУфту редуктора; прогреть дизель при включенном декомпрессоре в течение 1—2 мин; выключить декомпрессор и включить по-Дачу топлива; как только дизель начнет работать, выключить муфту редуктора.

Не нужно препятствовать отключению пусковой шестерни ц усилием удерживать ее в зацеплении с зубчатым венцом маховика, так как это может привести к поломке редуктора.

После окончания пуска дизель следует прогреть, следя за показаниями манометра и термометров. Давление масла должно быть в пределах 2,5—3 кГ/см2. Муфту сцепления нужно включить после прогрева двигателя до температуры масла 45—50°С и воды до 50—55 °С.

При температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °С целесообразно применять электрофакельпый подогреватель. При этом порядок пуска становится следующим: проверяют наличие дизельного топлива в баке подогревателя; после пуска и прогрева пускового двигателя включают подогреватель, нажав на кнопку включения; после того как контрольная спираль накалится (примерно через 12—15 сек), не выключая подогреватель, плавно включают муфту редуктора; после пуска дизеля подогреватель выключают.

Перед началом запуска двигателя необходимо установить рычаг переключения передач в нейтральное положение; выключить подачу топлива; закрыть шторку радиатора; открыть кран топливного бака.

Порядок запуска двигателя трактора ДТ-75 зависит от температуры окружающего воздуха. При температуре воздуха выше плюс 5 °С пуск двигателя проводят без электрофакельного подогревателя, при температуре ниже плюс 5 °С — с электрофакельным подогревателем. Запуск двигателя при температуре выше плюс 5 °С проводится в такой же последовательности, как и на тракторе Т-74.

Останавливают двигатель выключением подачи топлива. Запрещается останавливать двигатель, закрывая вентиль топливного бака или включая декомпрессионный механизм.

Пуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха

Для облегчения запуска двигателя необходимо проделать такие операции: провести внеочередное техническое обслуживание, предусмотренное заводской инструкцией; заменить летние сорта топлива и смазки зимними; при температуре ниже 0 °С в картер двигателя, топливный насос и регулятор залить зимнее дизельное масло Дп-8 с добавкой 15% дизельного топлива; при температуре

В холодное время года надо соблюдать следующие правила: не заводить двигатель, если в системе охлаждения нет жидкости; пуск дизеля осуществлять только после прогрева его горячей водой; для прогрева дизеля и пускового двигателя заливать в радиатор горячую воду (90—95 °С) до тех пор, пока из открытой сливной трубки не потечет теплая вода; после прогрева дизеля горячей водой повернуть коленчатый вал двигателя от руки на несколько оборотов и приступить к пуску с применением электрофакельного подогревателя; при температуре ниже 0 °С, кроме прогрева дизеля горячей водой, залить в картер двигателя подогретое масло.

Во время работы двигателя необходимо следить за температурой охлаждающей воды, поддерживая ее в пределах 75—90 °С; при остановках не допускать снижения температуры воды ниже плюс 40 °С.

При длительных остановках нужно слить воду из системы охлаждения и масло из картера в чистую посуду сразу после остановки. Сливные краники воды оставляют открытыми, прокрутив рукой коленчатый вал для полного удаления воды из водяного насоса.

Наличие воды в топливе приводит к образованию ледяных пробок в топливопроводах. Поэтому необходимо следить за отстойником топлива и при наличии воды сливать ее. Топливо в бак следует заливать через фильтр (фланель, шелковое полотно, замшу).

Для облегчения заводки пускового двигателя через краник в головке заливают в цилиндр 20—30 см3 смеси бензина и масла.

При пуске дизеля для увеличения подачи топлива оттягивают кнопку обогревателя. Остальные операции по пуску двигателя такие же, как обычно.

При остановке дизеля необходимо продел’ать следующее: после снятия нагрузки дать двигателю проработать в течение -5 мин на средних и малых оборотах, а затем остановить, выключив подачу топлива. При температуре ниже плюс 5 °С, когда возможны ночные заморозки, слить воду из системы охлаждения в чистую посуду, открыв краники на радиаторе и блоке; прочистить их; сливные отверстия оставить открытыми.

Воду сливают после того, как двигатель несколько остынет, температура воды снизится до 40—50 °С. При температуре ниже Минус 5 °С слить масло из картера двигателя в чистую закрытую ПОС уду.

Пуск дизельного двигателя трактора включает две основные операции: пуск пускового и дизельного двигателей.

Перед пуском двигателей необходимо: поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Поставить рычаг декомпрессора— в положение «Пуск», а рычаг регулирования подачи топлива в переднее крайнее положение за стопор.

Запуск пускового двигателя. Открыть краник бензинового бачка (кран топливного бака дизеля должен быть всегда открытым). Выключить муфту сцепления пускового двигателя и включить зажигание. Поставить рычаг регулятора пускового двигателя на холостой ход. Полностью закрыть воздушную заслонку карбюратора. Занять устойчивое положение на гусенице. Надеть рукоятку на вертикальный валик пускового устройства пускового двигателя и, обхватив ее правой рукой , повернуть постепенно до сжатия и в момент, когда будет чувствоваться компрессия, быстро повернуть рукоятку (сделать рывок). После двух-трех рывков открыть воздушную заслонку карбюратора и продолжать вращать рукоятку рывками до тех пор, пока двигатель не будет заведен. При нормальных условиях двигатель заведется после двух — шести рывков.

Рис. 4. Положение рычага декомпрессора:
а — в положении «Пуск»; б — в положении «Работа»

Необходимо иметь в виду, что во время прокручивания пускового двигателя (при закрытой воздушной заслонке) в цилиндры поступает обогащенная топливом смесь, которая, не воспламеняясь, смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает компрессию, что затрудняет дальнейший запуск. Поэтому не следует долго прокручивать двигатель с закрытой воздушной заслонкой. Теплый двигатель обыкновенно заводится без «подсоса». Воздушная заслонка прикрывается только в том случае, если двигатель не заводится.

После того, как двигатель начал работать, надо снять пусковую рукоятку и прогреть пусковой двигатель на малых и средних оборотах.

Пуск основного двигателя (дизеля). Установить рычаг редуктора (в теплое время года) в положение «Ускоренно». Оттянуть на себя рычаг механизма включения, ввести шестерню в зацепление с венцом маховика. Плавно включить муфту сцепления пускового двигателя, повернув рычаг муфты сцепления на себя.

Как только пусковой Двигатель начнет проворачивать дизель с нормальной скоростью, рычаг декомпрессора поставить в среднее, а затем в положение «Работа» и включить подачу топлива, для чего рычаг регулирования подачи топлива перевести на половину хода на себя, выведя из зацепления стопор этого рычага.

Рис. 5. Положение рычагов подачи топлива трактора С-100 и Т-100М:
1 – граница перемещения рычага при работе дизеля; 2 — положение рычага при холостых оборотах; 3 — положение рычага при выключенной подаче топлива

Рис. 6. Положение рук во время запуска пускового двигателя пусковой рукояткой

Рис. 7. Положение рычагов во время пуска дизеля:
1 — рычаг муфты сцепления; 2 — рычаг механизма включения; 3 — рычаг редуктора

Как только дизель будет запущен, выключить муфту сцепления пускового двигателя.

Если после нескольких оборотов дизель не заведется, необходимо выключить подачу топлива, переведя рычаг вперед за стопор, и прокрутить дизель пусковым двигателем еще некоторое время для того, чтобы дополнительно прогреть его; после прогрева включить подачу топлива.

Читайте также:  Дизель какой объем двигателя лучше

Остановить пусковой двигатель (для чего закрыть краник топливного бачка) и дать двигателю выработать топливо в карбюраторе; после этого выключить зажигание. Прогреть дизель на малых и средних, а затем на нормальных оборотах. При этом следить за показаниями контрольно-измерительных приборов. Остановить дизельный двигатель, выключив подачу топлива.

Двигателъ Д-108, установленный на тракторе Т-100М и Т-100МГП

Запуск пускового двигателя производится стартером. Включается стартер перемещением рычага вправо (назад). Во избежание разноса стартер после запуска пускового двигателя должен быть немедленно выключен. Запуск пускового двигателя может быть произведен также от руки при помощи пусковой рукоятки (как на тракторе С-100).

При подготовке холодного дизеля к запуску рычаг механизма декомпрессора устанавливается в положение «Пуск». После запуска дизеля необходимо проверить его работу на средних и максимальных оборотах в течение 2—3 мин. Увеличивать или уменьшать обороты нужно плавно.

Работа двигателя на всех режимах-должна быть равномерной, без посторонних шумов и стуков.

Двигатель считается прогретым и может полностью загружаться при температуре воды в системе охлаждения не ниже 40 °С и давлении в масляной системе 2—3 кГ/см2.

Запрещается длительная работа двигателя на холостом ходу (без нагрузки). Во избежание остывания двигателя на холостом ходу при кратковременной работе следует закрывать шторку радиатора и клапан утеплительного чехла.

При работе двигателя под нагрузкой температуру воды регулируют шторкой радиатора и в зимнее время — клапаном утеплительного чехла. Температура воды должна быть в пределах 80— 95 °С в течение всего рабочего времени; максимальная допустимая температура воды — не более 100 °С.

На двигателе Д-108 трактора Т-100М и Т-100МГП ограничитель мощности.отсутствует, поэтому при обкатке трактора необходимо в первые 60 ч работы производить постепенную его загрузку, что увеличит долговечность трактора.

Трактор Т-140 и Т-180

Перед началом работы трактора необходимо проверить в соответствующих емкостях наличие топлива, охлаждающей жидкости и масла и при небходимости произвести заправку.

Перед пуском пускового и основного двигателей необходимо: поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение; выключить подачу топлива поворотом рычага назад до предела; поставить рычаг декомпрессора в положение «Пуск»; открыть краник топливного бака и краник карбюратора пускового двигателя; включить зажигание поворотом рычажка вверх; -включить муфту сцепления пускового двигателя поворотом рукоятки от себя до отказа; выключить механизм включения (бендикс) поворотом рычага от себя до отказа; открыть дроссель; при запуске пускового двигателя рукояткой дроссель поставить на защелку, а воздушную заслонку закрыть.

Перед запуском холодного двигателя рекомендуется коленчатый вал основного двигателя провернуть на несколько оборотов пусковой рукояткой.

Запуск пускового двигателя при помощи стартера производится нажатием на рукоятку 8 в течение 3—5 сек. Если пусковой двигатель не заводится, нужно повторить запуск с интервалом между включениями 10—15 сек. В случае неисправности стартера запуск пускового двигателя осуществляется вручную.

После запуска пускового двигателя и установления нормального числа оборотов воздушную заслонку открыть полностью.

Запуск основного двигателя осуществляется в следующем порядке: снижают число оборотов пускового двигателя; рычаг редуктора пускового двигателя устанавливают в положение «Ускорено» в теплое время и в положение «Замедлено» в холодное время; механизм включения (бендикс) устанавливают в рабочее положение путем поворота рукоятки на себя до отказа; включают подачу топлива основного двигателя установкой рычага в среднее положение; увеличивают число оборотов пускового двигателя и плавно (но быстро) включают муфту сцепления поворотом рычага на себя до отказа.

При достижении нормального числа оборотов коленчатого вала основного двигателя рукоятку декомпрессора переводят в положение «Половина», а затем в положение «Рабочее».

После запуска дизеля выключают муфту сцепления пускового Двигателя, закрывают краник топливопровода и выключают зажигание.

Проверка работы и эксплуатация дизельного двигателя Д-180, установленного на тракторе Т-180, аналогичны вышеуказанной по Двигателю 6КДМ-50 трактора Т-140 с учетом дополнений, приведенных по дизельному двигателю Д-108.

Трактор „Беларусь” МТЗ -5М

На тракторе «Беларусь» МТЗ -5М установлен дизельный двигатель марки Д-40М мощностью 45 л. е., запускаемый стартером.

Подготовка дизеля к пуску. Проверяют, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное среднее положение и находится ли в выключенном положении рычаг управления подачей топливного насоса, рычаг механизма отбора мощности и рычаг приводного шкива (налево) цлп ходоуменьши-теля (вперед в застопоренном состоянии).

Выключают компрессию, переведя рычаг декомпрессионного механизма вверх.

Далее необходимо убедиться, что заборный краник бака дизеля открыт. Он должен оставаться открытым при остановке трактора на техническое обслуживание во избежание засасывания воздуха в топливную систему.

Проверяют, заполнена ли топливная система. Для этого открыть продувочный вентиль топливного фильтра тонкой очистки, отвернуть рукоятку ручного насоса и прокачать топливо. Из системы, заполненной топливом, оно должно вытекать через спускную трубку фильтра непрерывной струей, без воздушных пузырьков. При наличии такой струи завернуть рукоятку насоса. Если струя отсутствует или прерывается, удалить воздух из системы, заполнив ее топливом.

Сдвигают слой застывшего масла между трущимися деталями кривошипно-шатунного механизма, провернув коленчатый вал дизеля рукояткой на два-три оборота.

Закрывают жалюзи системы охлаждения, переместив рычаг назад до отказа.

Прогрев и пуск дизельного двигателя. Включить свечи накаливания при помощи выключателя. После 15—20 сек убедиться, что контрольный элемент 30 свечи накален до ярко-красного цвета. Выключить муфту сцепления, отведя защелку и нажав на педаль муфты. Включить стартер, нажав на педаль 1-Если дизель не начал работать, вторично включить стартер. Допускается производить последовательно не более четырех включений стартера с интервалами 30—40 сек. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 сек.

При пуске дизеля свечи накаливания включаются, когда температура воды в системе охлаждения дизеля ниже 50 °С, при более высокой температуре воды пуск двигателя начинается с подачи топлива и включения стартера.

Прогрев на газу и проверка работы дизеля. Дать дизелю поработать в течение 3—6 мин (в засимости от температуры окружающего воздуха) и проверить его работу на средних и максимальных оборотах. При этом рычаг управления подачей топливного насоса переводить в крайнее заднее положение. Запрещается прогрев дизеля на малых оборотах при работе на no-постом ходу более 10 мин., так как произойдет закоксовывание поршневых колец. Дизель должен работать устойчиво, равномерно, бездымным выхлопом, имеющим чистый звук, без течи топ-шва, масла и воды, стуков и перегрева.

Когда температура воды достигнет 80—90 °С в теплое время года, надо открыть жалюзи; в холодное время года они должны быть закрыты. Запрещается работа дизельного двигателя под нагрузкой при давлении масла ниже 0,7 атм и давлении топлива ниже 0,2 атм.

В случае падения давления ниже этих величин немедленно остановить трактор и дизельный двигатель, выявить и устранить неисправности. В холодное время года, добившись устойчивой работы дизеля, закрыть боковины капота и накрыть его утепляющим чехлом.

Остановка дизельного двигателя (дизеля). Для остановки дизеля его переводят на малые обороты при помощи рычага подачи топлива. Закрывают жалюзи во избежание остывания дизеля. При холостой работе дизеля нельзя допускать падения температуры воды ниже 65 °С.

Указания инструктору. Занятия по обучению приемам пуска и остановки двигателя проводят на учебном тракторе. Место занятий — открытая площадка. В случае проведения занятия в закрытом помещении для стоянкн дорожно-строительных машин необходимо обеспечить отвод отработавших газов за пределы помещения.

Занятие — групповое, оно носит ознакомительный характер и состоит из трех последовательно выполняемых элементов: подготовки двигателей к пуску; пуска пускового двигателя (вручную и-при помощи стартера); пуска основного дизельного двигателя.

При проведении занятия изучаются особенности пуска холодного двигателя при умеренной и низкой температуре.

Инструктор объясняет значение и показывает приемы подготовки двигателей для быстрого и безопасного пуска: проверки уровня масла в картере двигателя, воды в радиаторе, топлива в баках и т. п., а также положение и приемы установки рычагов при пуске двигателя.

Особое внимание следует обращать на инструктаж и соблюдение учащимися правил техники безопасности, связанных с пуском двигателя. Каждый учащийся перед пуском двигателя должен обязательно убедиться в том, что трактор надежно заторможен, рычаг коробки передач находится в нейтральном положении, рычаг акселератора — в переднем крайнем положении за стопором (подача топлива выключена), рычаг декомпрессора переведен в положение «Пуск», а рычаг муфты сцепления пускового двигателя выключен.

Показать и объяснить, что для предупреждения увечья при обратном ударе пусковую рукоятку следует брать, располагая все пальцы кисти руки с одной стороны рукоятки, а не в обхват, а также не допускать наматывания шнура РУку (ДТ-54, «Беларусь» МТЗ -5М).

Ответив на вопросы, инструктор предлагает учащимся поочередно запустить пусковой двигатель, а затем, строго соблюдая последовательность в действии рычагами, запустить основной дизельный двигатель.

Заканчивая занятия, инструктор объясняет правила и показывает приемы использования подогревателями прогрева пускового, а также и дизельного двигателей. Предупреждает о недопустимости прогрева двигателя на больших оборотах коленчатого вала. Объясняет особенности пуска прогретого и непрогретого дизельного двигателя, а также показывает приемы пуска пускового двигателя при помощи стартера. Объясняет необходимость контроля температуры охлаждающей жидкости и давления масла после прогрева дизельного двигателя; напоминает величины показаний контрольных приборов при работе прогретого двигателя.

Степень усвоения приемов пуска двигателя определяется умением учащегося: правильно и быстро выполнять все необходимые меры для безопасного

пуска двигателя; пользоваться подогревателем или другими способами и средствами разогрева холодного двигателя в зимнее время, облегчающими пуск; пускать пусковой и дизельный двигатели безопасными приемами; прогревать двигатель после пуска, проверять по контрольно-измерительным приборам температуру охлаждающей жидкости и давление в системе смазки: правильно останавливать пусковой и дизельный двигатели; правильно пользоваться стартером при пуске прогретого двигателя.

Рис. 8. Посадка машиниста трактора на рабочем месте:
а — на гусеничном тракторе; б — правильное положение рук на рулевом колесе колесного трактора

Источник

Adblock
detector