Через сколько нужно доливать масло в двигатель

До какого уровня заливать масло в двигатель

Хотя замена масла и является одной из самых простых операций технического обслуживания, даже вокруг нее создано несколько мифов и легенд. Каждый, пробующий самостоятельно менять масло впервые, сталкивается с ними и не знает, что предпочесть. Попробуем разобраться.

Общие принципы

Прежде всего сразу обозначим, что двигатель — это не просто «черный ящик, в который можно заливать масло». Масло там находится во вполне определенных местах. На рисунке выше приведен какой-то (вполне возможно, от ВАЗ-2108) двигатель в разрезе.

В нижней части двигателя находится поддон картера, и когда мотор заглушен — все масло стекает туда. Ну, за исключением тоненькой пленочки, которая либо не стекает вовсе, либо стекает очень долго. В поддоне же находится приемная трубка масляного насоса. Когда мотор начинает работать, масляный насос забирает масло из поддона и нагнетает его в каналы для смазки.

Здесь важно понимать, что общий объем масла, необходимый для смазки всех трущихся частей двигателя, очень невелик. Грубо говоря, мотору для работы нужно поллитра масла (может, даже поменьше). Другое дело, что в таком режиме масло очень быстро теряет свои свойства, так как постоянно находится «в работе». Типовой же объем масла в двигателе составляет 3-5 литров, и «в работе» постоянно находятся разные части этих трех-пяти литров. Таким образом, срок службы масла продлевается как раз до тех самых 10000-15000 километров пробега, которые производитель рекомендует в качестве интервала замены масла.

Следует отличать «давление масла» и «уровень масла». На приборке автомобиля обязательно есть красная лампочка давления масла. А на современных автомобилях также есть лампа уровня масла — как правило, желтая. Отсутствие давления масла — аварийная ситуация, когда в область трения вообще не подается масло. В этом случае происходит трение «металл-металл», приводящее к критическому износу. Грубо говоря, если поехать с горящей лампой давления масла — то почти наверняка это приведет к необходимости ремонта двигателя из-за его механической поломки. При этом уровень масла далеко не настолько критичен — главное, чтобы его хватало для подачи в систему смазки (чтобы насос не «хапнул воздуха», как это называют в простонародье). То есть, если масла критически мало — в какой-то момент масляный насос просто не получит очередной порции масла для подачи в систему, и давление масла упадет.

Совсем просто это можно выразить так: при горящей красной «масленке» ехать нельзя вообще, пока не будут установлены причины ее включения. А при горящей лампе низкого уровня масла ехать можно — но лучше прямиком за маслом на доливку.

Еще одним аспектом является температура масла. Когда насос забирает порцию масла и нагнетает ее к трущимся частям, масло, проходя через рабочую область, нагревается. Потом оно возвращается в поддон уже подогретым. Там оно немного остывает (насколько это возможно через поддон), и снова подается в систему смазки. Никаких термостатов для масла в двигателе чаще всего не предусмотрено, поэтому температура масла через некоторое время устанавливается постоянной для конкретных условий — для конкретного количества масла и температуры воздуха вокруг. То есть, условно говоря, летом масло в поддоне конкретной машины будет иметь температуру 80 градусов. А зимой, на этой же машине — 70 градусов, потому что на улице холоднее и масло в поддоне охлаждается активнее. Цифры температуры приведены условные, так как существенной роли в обсуждаемом вопросе не имеют.

Читайте также:  Как проверить рабочую температуру двигателя

Чем меньше масла в системе — тем выше в итоге температура масла в поддоне. А при прочих равных условиях, более высокая температура для масла приводит к чуть более интенсивному износу. Это в целом некритично для простых моторов типа того же «восьмерочного», но может играть существенную роль в особо технологичных современных двигателях.

Уровень масла и другие мифы

Теперь можно подойти ближе к теме, заявленной в заголовке — сколько все-таки заливать масла. Вопрос не пустой, так как мифов вокруг заливки масла довольно много. Вот некоторые из них:

1) Выше максимума лить нельзя — выдавит сальники.

2) Ниже минимума лить нельзя — мотор получит критический износ.

3) Лить надо строго до середины между метками «MIN» и «MAX» на щупе.

4) В масляный фильтр надо обязательно залить немного масла при установке, иначе мотор получит дополнительный износ при старте.

5) Надо обязательно промыть мотор промывочным маслом, чтобы слить максимум старого масла.

Разберем эти мнения подробнее.

Лить выше максимума нельзя

Апологеты этой теории считают, что при превышении максимального уровня произойдет что-то страшное. Например, выдавит сальники — резиновые уплотнения коленчатого вала.

Это заблуждение. В поддоне картера отсутствует избыточное давление, более того — есть некоторое разрежение, так как эта полость двигателя соединена с впускным коллектором, который «засасывает» в себя картерные газы — это называется «вентиляция картера». Есть ситуация, когда в картере присутствует избыточное давление. Это либо забитая вентиляция картера, либо износ цилиндро-поршневой группы, когда при сгорании топлива в цилиндре газы прорываются через компрессионные кольца на поршне. Вот в этих случаях действительно сальники выдавит, и не только сальники, но и другие уплотнения на двигателе. Это, однако, неисправность, которую надо чинить, а не пытаться сопоставлять наличие подтеков с уровнем масла.

Есть, правда, и обратный аспект. Если посмотреть еще раз на картинку двигателя в разрезе, видно, что прямо над картером находится коленчатый вал. Если перелить масла сильно выше максимума — противовесы коленчатого вала при вращении будут бить по поверхности масла и расплескивать его, создавая масляный туман. Этот масляный туман будет попадать во впуск через систему вентиляции картера, а дальше — в цилиндр, где будет частично сгорать. Мотор будет дымить сизым дымом, на катализатор будет попадать несгоревшее масло. В общем, ничего хорошего. Но для такого эффекта во-первых надо перелить куда больше литра масла сверх максимума, а во-вторых, такой эффект будет заметен сразу.

Лить ниже минимума нельзя

В принципе, об этом мы уже говорили. Мотору достаточно, чтобы масла хватало для постоянного его присутствия в смазочных каналах. Это может быть пара литров. Ничего страшного с мотором не произойдет, даже если проехать так тысячу километров. Другое дело, что и хорошего в этом ничего нет — начиная с ускоренной деградации масла и его повышенной температуры. Поэтому правильно эта формулировка звучит так: «не рекомендуется ездить с уровнем масла ниже минимума, однако в случае необходимости допускается, но крайне важно при первой возможности долить до уровня».

Лить надо строго до середины между метками «MIN» и «MAX»

Корни этого мифа нам неизвестны. Предположительно, это такой застарелый подсознательный страх допустить какую-либо крайность. Потому что масляный щуп в принципе не является измерительным прибором — это всего лишь индикатор, показывающий, достаточно масла или нет. Поддон (мы опять упорно возвращаемся к картинке двигателя в разрезе) имеет сужающуюся к нижней части форму, поэтому «верхние» поллитра масла займут на щупе четверть расстояния между «MIN» и «MAX», а еще поллитра сверх «MIN» займут три четверти этого расстояния.

При всем при этом документация производителя допускает совершенно штатную эксплуатацию двигателя при любом уровне масла между двумя этими метками — хотя и рекомендует долить до максимума.

В масляный фильтр надо обязательно залить немного масла при установке

Здесь все просто. При первом пуске двигателя после замены масла и фильтра первые пару секунд сухой масляный фильтр пропитывается маслом, и лампа давления масла горит несколько дольше обычного. Если же в масляный фильтр перед установкой залить немного масла (пропитать его), то лампа давления погаснет почти сразу. То есть, действительно, давление масла появится чуть раньше, что убережет двигатель от какого-то гипотетического повышенного износа.

Читайте также:  Плавают обороты и глохнет двигатель на дэу нексии

На практике — данное действие скорее просто немного бесполезное. Двигатели большинства машин рассчитаны на эту ситуацию с пропитыванием фильтра, и не получают никакого существенного износа при первом пуске с сухим фильтром. Возможно, пропитывание фильтра позволит двигателю пройти до капремонта не 400000 км, а 410000 км — но будем честны сами с собой, имеют ли это 10000 км принципиальное значение?

Надо обязательно промыть мотор промывочным маслом

Цель данного действия — максимально удалить старое масло перед заливкой нового. Кто-то заливает в старое масло промывку-«пятиминутку», от которой масло становится более жидким и охотнее стекает, кто-то за пару сотен километров до замены заливает «долгоиграющую» промывочную присадку, а кто-то, слив старое масло, заливает специальное промывочное, на котором мотор работает 5-10 минут, и после которого заливают уже новое. Лайт-версией такого подхода является «проливка» мотора небольшой (100-200 мл) нового масла при открытой сливной пробке.

Рациональное зерно в этом есть — в любом моторе есть несливающийся остаток старого масла, и если его каким-то образом удалить — хуже никому не станет. Однако в целом моторы более-менее рассчитаны на то, что новое масло получит эту порцию старого масла, и выходить из строя раньше времени от этого не выйдут. Поэтому данный миф перестает быть мифом, как только меняет тональность из обязательной на рекомендательную: лучше все же промывать, но это сугубо добровольно, как говорится — по любви, а не по принуждению.

Так сколько лить-то?

Ответ простой: лить так, чтобы уровень масла совпадал с отметкой «MAX» на щупе. А если не совпадет на пару миллиметров в любую сторону — ничего страшного в этом нет, бить тревогу и сливать лишнее масло совершенно незачем. При всей высокотехнологичности современных двигателей, такую погрешность они не ощутят.

Источник

Когда нужна доливка масла в двигатель?

Многим автомобилистам периодически приходится прибегать к практике доливки в силовой агрегат своей машины масла. Такая необходимость у них возникает в силу разных причин. Почему уходит масло из двигателя? Причины на самом деле могут быть самыми разными. Это может происходить по вполне естественным причинам, если мотор имеет склонность к угару смазочного материала. Нередко силовой агрегат начинает подъедать масло по причине наличия определенных неисправностей. Иногда масло уходит потому, что автовладелец подобрал неподходящий смазочный продукт для своей машины. Если смазка старая и давно не обновлялась, то её уровень будет снижаться довольно быстро.

Прежде чем доливать масло в мотор, необходимо определить, требуется эта процедура или нет. Для этого необходимо проверить уровень смазочного материала. Автомобиль должен находиться на абсолютно ровной площадке. Это требуется для того, чтобы получить максимально точный результат. Проверку следует проводить, когда двигатель холодный. Только в этом случае смазка сможет стечь полностью в поддон и у автовладельца будет возможность для правильной проверки уровня масла. Она от собственника потребует совсем немного времени.

Нужна ли доливка, подскажет мотор?

Учитывая особенности конкретного двигателя, автовладелец может понять, требуется доливка и какое количество масла необходимо влить в систему. Некоторым приходится доливать масло часто — каждую тысячу пробега. Такая необходимость чаще всего обусловлена тем, что мотор находится в неисправном состоянии, поэтому очень активно потребляет смазочный материал.

У некоторых автовладельцев в машине установлен старый двигатель, который имеет:

старые сальники, которые образуют течь;

не лучшего вида прокладки и уплотнители.

Все эти элементы обеспечивают повышенный расход масла, поэтому чаще, чем обычно автомобилисту приходится выполнять доливку смазочного материала в силовой агрегат.

В каких случаях уровень масла остается стабильным?

У других автовладельцев такой проблемы не возникает – уровень смазочного материала в силовом агрегате остаётся стабильным. Говоря другими словами, от замены до замены масло в силовой агрегат заливать не приходится. Стабильный уровень масла хорошо сохраняется у тех автовладельцев, которые сильно не нагружают автомобиль, используют его только в городе.

Читайте также:  Сколько нужно заливать масло в двигатель прадо 120

Кому приходится доливать?

Однако если водитель часто ездит по трассе, при этом до высоких оборотов раскручивает двигатель, то в этом случае масло будет угорать. В результате его уровень будет уменьшаться. После каждой поездки в этом случае автовладельцу придется доливать в мотор смазку.

Производители о расходе масла

О том, что масло угорает при высоких нагрузках, заявляют многие производители автомобилей. Поэтому этот момент необходимо учитывать. Если вы ездите с большой скоростью, то следует после своих покатушек обращать внимание на количество смазочного материала в силовой установке. Если уровень упал, то нужно достать канистру и долить смазку.

Отдельные производители указывают для выпускаемых машин допустимый расход масла на 1000 км. На этот момент ориентируется автовладельцы, которые по величине долива моторного масла определяют, имеются ли проблемы в работе силового агрегата. Если двигатель требует заливать масло больше, чем указано в мануале, то это серьезный повод, чтобы обратиться на сервисную станцию.

Источник

Доливаем масло в двигатель правильно. Часть 3.

Продолжаем статью про тонкости и особенности правильного долива масла. Оказывается, многие не знают определенных правил, что приводит к раннему износу двигателя. Поэтому мы попытаемся раскрыть эту тему полностью.

Куда доливать масло?

С одной стороны, многие улыбнутся, ведь практически все знают где у автомобиля находится клапанная крышка, куда надо лить недостающее масло. Но не все так просто. Действительно в большинстве автомобилей клапанная крышка бросается в глаза сразу после открытия капота, но на многих новых автомобилях стоят необслуживаемые моторы, и чтобы добраться до горловины клапанной крышки надо снимать пластиковую защиту двигателя и искать горловину именно под ней. Но надо отметить, что чаще всего клапанная крышка находится именно на этой пластиковой защите.

Как доливать, на горячий или холодный мотор?

Сразу надо поставить точку в этом споре, любую процедуры по доливу масла в мотор, следует производить только на холодном моторе. Все споры на эту тему надо прекратить, лить масло в горячий двигатель запрещено. Надо сразу запомнить, что если залить в горячий мотор холодное масло, то это может привести к серьезным неисправностям. В результате резкой смены температуры, на некоторых деталях мотора могут появиться трещины и вообще может изменится геометрия двигателя. Поэтому, в любой ситуации следует ждать пока мотор остынет и только после этого доливать в него масло.

Также надо запомнить, что правильный уровень масла можно определить щупом только на холодном моторе, когда все масло стечет в поддон. Также следует проверять фактический уровень масла не реже одного раза в неделю, чтобы своевременно его длить в случае необходимости.

Когда и сколько масла доливать, решает по месту сам автомобилист. Все зависит от самого двигателя. Наиболее правильным будет уровень по середине, между минимумом и максимумом. Причем не желательно осуществлять перелив. Иногда автовладельцы считают, что чем больше масла, тем лучше. Однако это неправильно. Избыток масла приводит к увеличению давления и может повлечь за собой серьезные поломки мотора.

Можно ли доливать масло самому?

Иногда автомобилисты опасаются проводить такие работы самостоятельно. Но это как раз тот случай, когда с этим может справится даже хрупкая девушка. Важно помнить некоторые правила, о которых сказано выше. Масло надо лить в холодный мотор и придерживаться среднего деления на щупе. Если уровень масла на щупе серьезно снижен, то следует лить масло порционно. То есть сразу можно плеснуть пятьсот грамм, после чего подождать десять минут и проверить. Если уровень опять будет понижен, то можно добавить ещё пятьсот грамм.

Не забудьте подписаться на канал «Автоколонка» в Яндекс.Дзене. Мы намерены и дальше рассказывать нашим читателям то, что будет вас удивлять.

Источник

Adblock
detector