Чем прозвонить обмотку эл двигателя

Проверка обмоток электродвигателя

Электродвигатель, даже самый надёжный, по различным причинам может выйти из строя. В некоторых ситуациях для того чтобы определить причину неполадок может потребоваться диагностика обмоток двигателя. Конечно, в идеале проверку обмоток нужно производить при помощи специального оборудования, однако за неимением его в домашнем арсенале элементарную проверку можно осуществить при помощи всем нам знакомого мультиметра.

Возможные неисправности обмоток

На первый взгляд обмотки электродвигателя, представляющие собой кусок намотанного особым образом проводника, настолько конструктивно просты, что ломаться там попросту нечему. Однако следует понимать, что функциональность обмоток зависит от множества моментов, таких, как однородность и плотность материала, точность сечения, обеспечение плотного контакта при соединении, свойства изолирующего слоя. В случае, если какое-то из этих условий нарушается, нарушаются и условия прохождения тока через обмотки, что неминуемо ведёт к ухудшению эксплуатационных характеристик электродвигателя. Поскольку конструктивные особенности электродвигателей исключают возможность визуальной диагностики, единственным доступным методом проверки обмоток является проверка электрических характеристик, позволяющая диагностировать такие нарушения, как:

— обрыв, препятствующий прохождению тока по обмоткам;
— повреждение изоляции между входными и выходными витками (короткое замыкание);
— замыкание между витками, вследствие которого повреждённые витки исключаются из работы;
— нарушение изоляции между обмотками и корпусом статора.

Проверка на обрыв и короткое замыкание

Проверка обмоток электродвигателя на обрыв и короткое замыкание представляет собой самый простой вид диагностики. Проверка осуществляется путём простого измерения значения сопротивления провода. Обрыв провода, сопровождающийся образованием воздушного пространства, диагностируется при очень высоких показателях сопротивления, очень низкие, стремящиеся к нулю, показатели, свидетельствуют о коротком замыкании, вследствие которого неисправный кусок обмотки исключается из измерения.

Проверка на замыкание между витками

Осуществить проверку на такой тип повреждения обмоток несколько сложнее. Диагностика может быть осуществлена различными методами.

Проверка омметром . Применение омметра, измеряющего активное сопротивление обмоток, не всегда даёт точные результаты. Дело в том, что, помимо активного сопротивления, при работе обмотка создаёт также серьёзное индуктивное сопротивление. Поэтому в случае замыкания одного из витков, при крайне незначительном изменении значения активного сопротивления, выявить истинную причину неполадок крайне сложно. Получить более точный результат с помощью омметра можно, используя так называемый мостовой метод диагностики, однако проведение такого типа проверки требует лабораторных условий, и потому недоступно для широкого использования.

Измерение тока в фазах . Хорошие результаты при диагностике замыкания, произошедшего между витками обмоток, даёт последовательное измерение показателей тока в каждой из фаз. О наличии неисправности будет свидетельствовать изменение соотношения токов по фазам: в полностью исправном электродвигателе все фазы потребляют одинаковые токовые значения. Для получения корректных результатов токи фаз следует измерять под нагрузкой.

Проверка переменным током . В случаях, когда нет возможности измерить общее сопротивление обмоток с учётом индуктивного сопротивления, осуществляется проверка переменным током при помощи амперметра, вольтметра и понижающего трансформатора. Чтобы ограничить ток, в схему устанавливается реостат или резистор. Проверка обмоток производится при низком напряжении, при этом значение тока не должно превышать номинальное. Чтоб узнать полное сопротивление, полученное значение падения напряжения необходимо разделить на ток. Процедура повторяется для всех обмоток. Большие разницы значений будут свидетельствовать о наличии межвитковых замыканий.

Читайте также:  Датчик давления масла волга 31105 двигатель крайслер

Проверка шариком . Данный метод диагностики неисправности обмоток основан на электромагнитном поле с вращающим эффектом, создаваемым исправными обмотками. Для проверки необходимы три понижающих трансформатора, имеющих одинаковые данные: их подключают на каждую из фаз. При подаче напряжения на обмотки в магнитное поле статора помещается стальной шарик, который, в отсутствии неисправностей, будет синхронно вращаться в магнитопроводе. При наличии межвиткового замыкания шарик остановится именно в том месте, где оно произошло. Для ограничения нагрузок проверка должна быть кратковременной. Кроме того, важно знать, что превышение тока выше номинальных значений в процессе проверки категорически запрещается: это может спровоцировать вылет металлического шарика из статора на высокой скорости, что может быть опасным.

Источник

Как проверить состояние обмотки электрического двигателя

На первый взгляд обмотка представляет кусок проволоки смотанной определенным образом и в ней нечему особо ломаться. Но у нее есть особенности:

строгий подбор однородного материала по всей длине;

точная калибровка формы и поперечного сечения;

нанесение в заводских условиях слоя лака, обладающего высокими изоляционными свойствами;

прочные контактные соединения.

Если в каком-либо месте провода нарушена любое из этих требований, то изменяются условия для прохождения электрического тока и двигатель начинает работать с пониженной мощностью или вообще останавливается.

Чтобы проверить одну обмотку трехфазного двигателя необходимо отключить ее от других цепей. Во всех электродвигателях они могут собираться по одной из двух схем:

Концы обмоток обычно выводятся на клеммные колодки и маркируются буквами «Н» (начало) и «К» (конец). Иногда отдельные соединения могут быть спрятаны внутри корпуса, а для выводов используются другие способы обозначения, например, цифрами.

У трехфазного двигателя на статоре используются обмотки с одинаковыми электрическими характеристиками, обладающими равными сопротивлениями. Если при замере омметром они показывают разные значения, то это уже повод серьезно задуматься над причинами разброса показаний.

Как проявляются неисправности в обмотке

Визуально оценить качество обмоток не представляется возможным из-за ограниченного допуска к ним. На практике проверяют их электрические характеристики, учитывая, что все неисправности обмоток проявляются:

обрывом, когда нарушается целостность провода и исключается прохождение электрического тока по нему;

коротким замыканием, возникающем при нарушении слоя изоляции между входным и выходным витком, характеризующимся исключением обмотки из работы с шунтированием концов;

межвитковым замыканием, когда изоляция нарушается между одним или несколькими близкорасположенными витками, которые этим выводятся из работы. Ток проходит по обмотке, минуя короткозамкнутые витки, не преодолевая их электрическое сопротивление и не создавая ими определенной работы;

пробоем изоляции между обмоткой и корпусом статора или ротора.

Проверка обмотки на обрыв провода

Читайте также:  Как высверлить болт в защите двигателя

Этот вид неисправности определяется замером сопротивления изоляции омметром. Прибор покажет большое сопротивление — ∞, которое учитывает образованный разрывом участок воздушного пространства.

Проверка обмотки на возникновение короткого замыкания

Двигатель, внутри электрической схемы которого возникло короткое замыкание, отключается защитами от сети питания. Но, даже при быстром выводе из работы таким способом место возникновения КЗ хорошо видно визуально за счет последствий воздействия высоких температур с ярко выраженным нагаром или следами оплавления металлов.

При электрических способах определения сопротивления обмотки омметром получается очень маленькая величина, сильно приближенная к нулю. Ведь из замера исключается практически вся длина провода за счет случайного шунтирования входных концов.

Проверка обмотки на возникновение межвиткового замыкания

Это наиболее скрытая и сложно определяемая неисправность. Для ее выявления можно воспользоваться несколькими методиками.

Способ омметра

Прибор работает на постоянном токе и замеряет только активное сопротивление проводника. Обмотка же при работе за счет витков создает значительно большую индуктивную составляющую.

При замыкании одного витка, а их общее количество может быть несколько сотен, изменение активного сопротивления заметить очень сложно. Ведь оно меняется в пределах нескольких процентов от общей величины, а подчас и меньше.

Можно попробовать точно откалибровать прибор и внимательно измерить сопротивления всех обмоток, сравнивая результаты. Но разница показаний даже в этом случае не всегда будет видна.

Более точные результаты позволяет получить мостовой метод измерения активного сопротивления, но это, как правило, лабораторный способ, недоступный большинству электриков.

Замер токов потребления в фазах

При межвитковом замыкании изменяется соотношение токов в обмотках, проявляется излишний нагрев статора. У исправного двигателя токи одинаковы. Поэтому прямое их измерение в действующей схеме под нагрузкой наиболее точно отражает реальную картину технического состояния.

Измерения переменным током

Определить полное сопротивление обмотки с учетом индуктивной составляющей в полной рабочей схеме не всегда возможно. Для этого придется снимать крышку с клеммной коробки и врезаться в проводку.

У выведенного из работы двигателя можно использовать для замера понижающий трансформатор с вольтметром и амперметром. Ограничить ток позволит токоограничивающий резистор или реостат соответствующего номинала.

При выполнении замера обмотка находится внутри магнитопровода, а ротор или статор могут быть извлечены. Баланса электромагнитных потоков, на условие которого проектируется двигатель, не будет. Поэтому используется пониженное напряжение и контролируются величины токов, которые не должны превышать номинальных значений.

Замеренное на обмотке падение напряжения, поделенное на ток, по закону Ома даст значение полного сопротивления. Его останется сравнить с характеристиками других обмоток.

Эта же схема позволяет снять вольтамперные характеристики обмоток. Просто надо выполнить замеры на разных токах и записать их в табличной форме или построить графики. Если при сравнении с аналогичными обмотками серьёзных отклонений нет, то межвитковое замыкание отсутствует.

Шарик в статоре

Способ основан на создании вращающегося электромагнитного поля исправными обмотками. Для этого на них подается трехфазное симметричное напряжение, но обязательно пониженной величины. С этой целью обычно применяют три одинаковых понижающих трансформатора, работающих в каждой фазе схемы питания.

Читайте также:  Как рассчитать какой нужен конденсатор для пуска однофазного двигателя

Для ограничения токовых нагрузок на обмотки эксперимент проводят кратковременно.

Небольшой стальной шарик от шарикоподшипника вводят во вращающееся магнитное поле статора сразу после включения витков под напряжение. Если обмотки исправны, то шарик синхронно катается по внутренней поверхности магнитопровода.

Когда одна из обмоток имеет межвитковое замыкание, то шарик зависнет в месте неисправности.

Во время теста нельзя превышать ток в обмотках больше номинальной величины и следует учитывать, что шарик свободно выскакивает из корпуса со скоростью вылета из рогатки.

Электрическая проверка полярности обмоток

У статорных обмоток может отсутствовать маркировка начала и концов выводов и это затруднит правильность сборки.

На практике для поиска полярности используются 2 способа:

1. с помощью маломощного источника постоянного тока и чувствительного амперметра, показывающего направление тока;

2. методом использования понижающего трансформатора и вольтметра.

В обоих вариантах статор рассматривается как магнитопровод с обмотками, работающий по аналогии трансформатора напряжения.

Проверка полярности посредством батарейки и амперметра

На внешней поверхности статора выведены шестью проводами три отдельных обмотки, начала и концы которых надо определить.

С помощью омметра вызванивают и помечают вывода, относящиеся к каждой обмотке, например, цифрами 1, 2, 3. Затем произвольно маркируют на любой из обмоток начало и конец. К одной из оставшихся обмоток подключают амперметр со стрелкой посередине шкалы, способной указывать направление тока.

Минус батарейки жестко подключают к концу выбранной обмотки, а плюсом кратковременно прикасаются к ее началу и сразу разрывают цепь.

При подаче импульса тока в первую обмотку он за счет электромагнитной индукции трансформируется во вторую замкнутую через амперметр цепь, повторяя первоначальную форму. Причем, если полярность обмоток угадана правильно, то стрелка амперметра отклонится вправо при начале импульса и отойдет влево при размыкании цепи.

Если стрелка ведет себя по-другому, то полярность просто перепутана. Останется только промаркировать выводы второй обмотки.

Очередная третья обмотка проверяется аналогичным образом.

Проверка полярности посредством понижающего трансформатора и вольтметра

Здесь тоже вначале вызванивают обмотки омметром, определяя вывода, которые к ним относятся.

Затем произвольно маркируют концы первой выбранной обмотки для подключения к понижающему трансформатору напряжения, например, на 12 вольт.

Две оставшиеся обмотки случайным образом скручивают в одной точке двумя выводами, а оставшуюся пару подключают к вольтметру и подают питание на трансформатор. Его выходное напряжение трансформируется в остальные обмотки с такой же величиной, поскольку у них равное число витков.

За счет последовательного подключения второй и третьей обмоток вектора напряжения сложатся, а их сумму покажет вольтметр. В нашем случае при совпадении направления обмоток эта величина будет составлять 24 вольта, а при разной полярности — 0.

Останется промаркировать все концы и выполнить контрольный замер.

В статье дан общий порядок действий при проверке технического состояния какого-то произвольного двигателя без конкретных технических характеристик. Они в каждом индивидуальном случае могут меняться. Смотрите их в документации на ваше оборудование.

Источник

Adblock
detector