Автоматический регулятор оборотов для двигателей типа дпм

Автоматический регулятор оборотов для двигателей типа дпм

Автоматический регулятор оборотов для двигателей типа ДПМ.

Автор: Анисимов Владимир
Опубликовано 05.10.2011
Создано при помощи КотоРед.

Решил я как-то сделать автоматический регулятор оборотов для своего моторчика, которым дырки в платах делаю, надоело на кнопку жать постоянно. Ну, регулировать как нужно, я думаю, понятно: нет нагрузки – малые обороты растет нагрузка – растут обороты.
Начал искать схему в сети, нашел несколько. Смотрю, народ часто жалуется, что с моторами ДПМ не работает, ну думаю, закон подлости никто не отменял – дай посмотрю какой у меня. Точно: ДПМ-25. Ладно, раз есть проблемы, то чужие ошибки повторять — смысла нет. Буду делать “новые“, но свои.
Решил начать с получения исходных данных, а именно, с замеров тока при различных режимах работы. Выяснилось, что мой моторчик на ХХ (холостой ход) берет 60мА, а при средней нагрузке – 200мА, и даже больше, но это уже когда начинаешь конкретно тормозить его. Т.е. рабочий режим 60-250мА. Ещё я заметил такую особенность: у данных моторов число оборотов сильно зависит от напряжения, а вот ток – от нагрузки.
Значит, нам надо следить за потреблением тока и в зависимости от его значения менять напряжение. Посидел – подумал, родился примерно такой проект:

Согласно расчетам схема должна была повышать напряжение на двигателе от 5-6В на ХХ, до 24-27В при росте тока до 260мА. И соответственно понижать — при его уменьшении.
Получилось, конечно, не сразу, пришлось повозиться с подбором номиналов интегрирующей цепочки R6, C1. Ввести дополнительно диоды VD1 и VD2 (как выяснилось, LM358 плохо отрабатывает свои функции при приближении напряжений на входах к верхней границе напряжения её питания). Но, к счастью, мои мучения были вознаграждены. Результат мне очень понравился. Мотор тихонько крутился на ХХ и очень активно сопротивлялся попыткам его затормозить.
Попробовал на практике. Оказалось, на таких оборотах можно было неплохо прицелиться даже без кернения, а уж хоть с маленькой зацепкой. Причем запас регулировки был настолько велик, что число оборотов зависело от твердости материала. Пробовал на разных породах дерева, если было мягкое – максимальных оборотов не набирал, твердое – крутил на всю катушку. В итоге получалось, что независимо от материала скорость сверления была примерно одинакова. Короче, сверлить стало очень комфортно.
Транзистор VT2 и резистор R3 грелись градусов до 70. Причем первый грелся на ХХ, а второй при нагрузке. Символический радиатор в виде жестянки (она же корпус) уменьшил температуру транзистора до 42 градусов. Резистор пока оставил в таком режиме, если сгорит — заменю на 2 штуки по 5,1Ом последовательно.
Вот фото получившего устройства:

Если кто не догадался по фото, корпус – это жестянка от использованной кроны.
Да, и ещё, больше 30В на схему не подавать – это максимальное напряжение для LM358. Меньше можно – у меня нормально сверлило и на 24В.
Вот собственно и всё. Если у кого мотор более мощный надо уменьшить сопротивление R3 примерно во столько раз – во сколько раз больше у вас ток холостого хода. Если максимальное напряжение ниже 27В, надо уменьшать напряжение питания и номинал резистора R2. Это на практике не опробовано, нет у меня других двигателей, но по расчетам должно быть так. Формула приведена рядом со схемой. Коэффициент 100 верен при указанных на схеме номиналах R1, R2 и R3. При других номиналах будет такой: R2*R3/R1.
Соответственно, при значительном отличии параметров вашего двигателя от моего, возможно придется подобрать R6 и C1. Признаки такие: если мотор работает рывками (обороты то растут, то падают) номиналы надо увеличить, если схема очень задумчива (долго разгоняется, долго уменьшает обороты при изменении нагрузки) номиналы надо уменьшать.
Спасибо за внимание, желаю успехов в повторении конструкции.
Печатка прилагается.

Читайте также:  Mazda 3 контроль работы двигателя

Источник

Автоматический регулятор оборотов микродрели от Александъра Савова

Самая приятная часть работы, и трудная, это сверление печатной платы. Я собираю что-то новое и необходимо сверлить все это дело.
Очень часто приходится класть дрель на стол, пока что-то обдумываешь или тебя отвлекает супруга, а если на столе ещё и творческий беспорядок, то микродрели очень сложно найти место. Из-за вибрации во включенном состоянии она может слететь со стола.

Тут возникла идея собрать стабилизатор с регулировкой частоты вращения.
Нашел хорошую подборку схем на Радиокоте: статья «Ковырялочка для п/плат». Автор МП42Б

Содержание / Contents

↑ Идея и схема

А вот и схема такого автоматического регулятора оборотов. Её автор Александър Савов из Болгарии.

↑ Небольшое расследование Датагора

↑ Детали

БП должен иметь запас по току, на напряжение 12 В. Регулятор работоспособен при напряжении 12-30 В, но свыше 14В придется заменить конденсаторы на соответствующие по напряжению.

↑ Налаживание

Готовое устройство после сборки начинает работать сразу. Резистором P1 выставляем требуемую частоту вращения на холостом ходу. Резистор P2 служит для установки чувствительности к нагрузке, им выбираем нужный момент увеличения оборотов. Если увеличить емкость конденсатора C4, то увеличится время задержки высоких оборотов или если двигатель работает рывками. Я увеличил емкость до 47uF.

Двигатель для устройства не критичен. Только необходимо чтобы он был в хорошем состоянии.
Я долго мучился, уже подумал, что у схемы был глюк, что она непонятно как регулирует обороты, или уменьшает обороты во время сверления.
Но разобрал двигатель, прочистил коллектор, подточил графитовые щетки, смазал подшипники, собрал.
Установил искрогасящие конденсаторы. Схема заработала прекрасно.
Теперь не нужен неудобный выключатель на корпусе микродрели.

↑ Печатная плата в Sprint Layout

Разводка уважаемого МП42Б, вытащена из общего файла его статьи, упомянутой в начале.

02.05.2019 по просьбе камрадов на плате подписал детали и немного навёл красоты Игорь Котов.
Архив обновлён.
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Источник

Автоматический регулятор оборотов для двигателей типа дпм

Иногда в жизни наступает момент, когда понимаешь, что привычные вещи могли бы быть более функциональные, удобные и могут приносить удовольствие от их использования. В этот раз, под мою оптимизацию, попал процесс изготовления печатных плат, а точнее изготовление в них отверстий. В помощь пришел автоматический регулятор вращения микродрели Александъра Савова, придуманный более 25 лет назад.

В отличие от прочих автоматических регуляторов оборотов микродрели, схема от Александъра Савова легко настраиваетса, очень универсальна, умеет работать со всеми видами двигателей, имеет внушительный диапазон работы по току и напряжению. Суть работы заключается в том, что при включении двигателя через данный автоматический регулятор оборотов, он на холостом ходу вращает патрон с низкой скоростью (подбирается переменным резистором), а когда на двигателе нагрузка увеличивается, он начинает вращать патрон на максимальной скорости. При снятии нагрузки, скорость возвращается к изначальной. Все это очень удобно при сверлении отверстий в печатных платах.

Приведенная схема может работать от источника питания напряжением до 32 вольт, данное ограничение связано с верхним пределом работы усилителя LM358, при этом стабилизатор LM317 может работать от напряжения до 40 вольт. В схеме автоматического регулятора оборотов микродрели P1 регулирует максимальную скорость двигателя на холостом ходу, P2 – чувствительность к срабатыванию. Чем меньше емкость конденсатора C5, тем быстрее срабатывает регулятор. Если регулятор срабатывает пульсирующе, то можно увеличить емкость C4 до 0.47uF. На схеме возле некоторых деталей указаны номиналы в скобках, это те, которые использовал я (они отличаются от оригинальных – указанных перед скобками). Для мощных двигателей – номиналы можно использовать по умолчанию.

Читайте также:  Как работает масляная система двигателя

Случайно наткнулся в интернете на технологию тестирования данного автоматического регулятора, в случае его неработоспособности. Сейчас попытаюсь ее донести. По сути, данная схема состоит из двух основных частей: часть со стабилизатором LM317 и часть с усилителем LM358. Часть со стабилизатором тестируется так: Отпаиваем ногу потенциометра P1 от усилителя и подпаиваем ее к «земле». При этом вращение потенциометра P1 должно регулировать напряжение на выходе стабилизатора LM317. Часть с усилителем тестируется так: на второй ноге усилителя напряжение (относительно «земли») должно быть больше напряжения, чем на третьей ноге. Если ситуация противоположная, то можно уменьшить R2 или увеличить R3. В результате, под нагрузкой двигателя, напряжение на третьей ноге усилителя должно стать больше, чем на второй ноге. В итоге, если обе части регулятора работают, то искать проблему нужно в монтаже.

Скачать печатную плату регулятора оборотов микродрели Савова в формате *.lay можно ЗДЕСЬ.

Источник

Автоматический регулятор оборотов для двигателей типа ДПМ.

Автор: Анисимов Владимир
Опубликовано 05.10.2011.
Создано при помощи КотоРед.

Решил я как-то сделать автоматический регулятор оборотов для своего моторчика, которым дырки в платах делаю, надоело на кнопку жать постоянно. Ну, регулировать как нужно, я думаю, понятно: нет нагрузки – малые обороты растет нагрузка – растут обороты.
Начал искать схему в сети, нашел несколько. Смотрю, народ часто жалуется, что с моторами ДПМ не работает, ну думаю, закон подлости никто не отменял – дай посмотрю какой у меня. Точно: ДПМ-25. Ладно, раз есть проблемы, то чужие ошибки повторять — смысла нет. Буду делать “новые“, но свои.
Решил начать с получения исходных данных, а именно, с замеров тока при различных режимах работы. Выяснилось, что мой моторчик на ХХ (холостой ход) берет 60мА, а при средней нагрузке – 200мА, и даже больше, но это уже когда начинаешь конкретно тормозить его. Т.е. рабочий режим 60-250мА. Ещё я заметил такую особенность: у данных моторов число оборотов сильно зависит от напряжения, а вот ток – от нагрузки.
Значит, нам надо следить за потреблением тока и в зависимости от его значения менять напряжение. Посидел – подумал, родился примерно такой проект:

Согласно расчетам схема должна была повышать напряжение на двигателе от 5-6В на ХХ, до 24-27В при росте тока до 260мА. И соответственно понижать — при его уменьшении.
Получилось, конечно, не сразу, пришлось повозиться с подбором номиналов интегрирующей цепочки R6, C1. Ввести дополнительно диоды VD1 и VD2 (как выяснилось, LM358 плохо отрабатывает свои функции при приближении напряжений на входах к верхней границе напряжения её питания). Но, к счастью, мои мучения были вознаграждены. Результат мне очень понравился. Мотор тихонько крутился на ХХ и очень активно сопротивлялся попыткам его затормозить.
Попробовал на практике. Оказалось, на таких оборотах можно было неплохо прицелиться даже без кернения, а уж хоть с маленькой зацепкой. Причем запас регулировки был настолько велик, что число оборотов зависело от твердости материала. Пробовал на разных породах дерева, если было мягкое – максимальных оборотов не набирал, твердое – крутил на всю катушку. В итоге получалось, что независимо от материала скорость сверления была примерно одинакова. Короче, сверлить стало очень комфортно.
Транзистор VT2 и резистор R3 грелись градусов до 70. Причем первый грелся на ХХ, а второй при нагрузке. Символический радиатор в виде жестянки (она же корпус) уменьшил температуру транзистора до 42 градусов. Резистор пока оставил в таком режиме, если сгорит — заменю на 2 штуки по 5,1Ом последовательно.
Вот фото получившего устройства:

Читайте также:  Критическая температура перегрева двигателя

Если кто не догадался по фото, корпус – это жестянка от использованной кроны.
Да, и ещё, больше 30В на схему не подавать – это максимальное напряжение для LM358. Меньше можно – у меня нормально сверлило и на 24В.
Вот собственно и всё. Если у кого мотор более мощный надо уменьшить сопротивление R3 примерно во столько раз – во сколько раз больше у вас ток холостого хода. Если максимальное напряжение ниже 27В, надо уменьшать напряжение питания и номинал резистора R2. Это на практике не опробовано, нет у меня других двигателей, но по расчетам должно быть так. Формула приведена рядом со схемой. Коэффициент 100 верен при указанных на схеме номиналах R1, R2 и R3. При других номиналах будет такой: R2*R3/R1.
Соответственно, при значительном отличии параметров вашего двигателя от моего, возможно придется подобрать R6 и C1. Признаки такие: если мотор работает рывками (обороты то растут, то падают) номиналы надо увеличить, если схема очень задумчива (долго разгоняется, долго уменьшает обороты при изменении нагрузки) номиналы надо уменьшать.
Спасибо за внимание, желаю успехов в повторении конструкции.
Печатка прилагается.

Источник

Автоматический регулятор оборотов для микродрели

Регулятор оборотов предназначен для микро дрели, которую обычно радиолюбители конструируют сами для сверления отверстий в печатных платах. Регулятор оборотов обладает весьма замечательной функцией — на холостом ходу мотор работает на низких оборотах, а при появлении нагрузки обороты повышаются автоматически. Для сверления очень удобно.
Схема регулятора довольно простая и лёгкая в повторении, не содержит дефицитных деталей. А базируется схема на регуляторе LM317 и операционном усилителе LM358. Работает устройство следующим образом. При подключении питания двигатель питается от регулятора напряжения на LM317, работая без нагрузки двигатель потребляет относительно небольшой ток. При появлении нагрузки (то есть когда начинаем сверлить) ток через двигатель увеличивается, и, так как двигатель подключен через датчик тока на сопротивлении R5, напряжение на R5 увеличивается, а затем через фильтр на R3C5 поступает на неинвертирующий вход операционного усилителя, где сравнивается с напряжением на инвертирующем входе. По мере увеличения напряжения на датчике тока R5 напряжение на выходе операционного усилителя так же будет возрастать, а выход операционного усилителя у нас подключен через подстроечный резистор P1 ко входу регулировки LM317. В итоге на выходе LM317 напряжение повышается, соответственно повышаются обороты микро дрели. Питается устройство от источника с напряжением 12 вольт, желательно с запасом по току. LM317 устанавливается на небольшой теплоотвод, так как в процессе работы будет греться. Двигатели постоянного тока возможно использовать любые, на напряжение не выше 12 вольт и с током не более 1 ампер. Все электролитические конденсаторы в схеме рассчитаны на рабочее напряжение 16 вольт. После сборки и проверки монтажа устройства приступаем к наладке. Для этого подключаем двигатель и питание, устанавливаем регулятор P2 в верхнее по схеме положение и меняя сопротивление подстроечника P1 устанавливаем требуемые обороты двигателя на холостом ходу. Далее с помощью P2 добиваемся требуемой чувствительности для увеличения оборотов под нагрузкой. В зависимости от типа применяемого двигателя возможно потребуется подобрать R5, его сопротивление может быть в диапазоне 0,07-1,8 Ом, он должен быть с мощностью от 2 ватта и выше или проволочный.

Источник

Adblock
detector