Авианосца только с помощью своих двигателей

Советские авианосцы: чем они отличались от американских

Авианосцы – любимое детище Пентагона. Советские кораблестроители здесь всегда были на шаг позади. Однако СССР и не стремился превзойти Америку в этом вопросе. У советского флота были иные стратегические задачи.

Печальная судьба

На сегодняшний день только десять стран имеют авианосцы, среди них США с 11 плавучими авиабазами – неоспоримый лидер. В России есть только одно судно такого класса. А ведь в 1980-е годы СССР всего лишь двукратно уступал Соединенным Штатам по этим показателям – 7 против 14.

К сожалению, развал Советского Союза внес свои коррективы. К моменту образования на территории бывшего СССР независимых государств авианосцы оказались никому не нужны, в первую очередь из-за дороговизны обслуживания. Исключение составил авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», перебазировавшийся из Севастополя в Мурманск: тот единственный, который до сих пор находится в составе ВМФ России.

Остальные авианосцы, которые могли оставаться грозным оружием, постепенно превращались в груды металлолома. Впоследствии парк авианосцев, поделенный между Россией и Украиной, был распродан. Три корабля попали в Индию, по два – в Китай и Южную Корею. Один их них – авианосец «Варяг», который так и не был введен в строй, сейчас эксплуатируется как учебно-экспериментальный корабль ВМС Китая, еще одно судно – «Адмирал Горшков» – является боевой единицей ВМС Индии.

Ответ Западу

Авианесущий крейсер «Варяг» возводился на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (ЧСЗ) – единственном предприятии Союза, которому было под силу осуществлять подобные проекты. На мировом рынке корабль такого класса мог оцениваться в 2-3 млрд долларов, но его продали Китаю за смехотворные 20 млн.

«Варяг» должен был стать достойным ответом американским авианосцам. Китайская делегация, которая в качестве потенциального покупателя посетила это судно, была впечатлена увиденным. Китайцы отметили, что это совершенно новый корабль от брони до начинки. «Варяг» — «это высокие технологии, относящиеся к разряду уникальных», — констатирует Валерий Бабич, который с 1979 по 1990 год был на ЧСЗ начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям.

В отличие от американских аналогов советские авианосцы кроме самолетов несли еще и мощное противокорабельное ракетное вооружение, что сближало их с крейсерами, название которых они и носили. Впрочем, это было связано и с другим фактором. Проливы Босфор и Дарданеллы по международной конвенции являлись закрытой зоной для авианосцев, зато на крейсеры запрет не распространялся.

Упущенный момент

Проекты строительства авианосцев в СССР возникли еще до Второй мировой войны, но с началом военных действий по понятным причинам их заморозили. После 1945 года советское командование решило, что гораздо важнее для флота строить линкоры и крейсеры.

В период холодной войны Кремль сделал ставку на баллистические ракеты и подводные лодки. В условиях усиления береговой и ракетоносной авиации значение авианосцев в нанесении стратегических ударов становилось второстепенным.

Пока в Москве высокомерно относились к американским авианосцам, рассматривая их как показушное средство агрессивной политики империалистов, которое из-за своей низкой маневренности будет уничтожено в первые часы глобального конфликта, в США шла постоянная работа по модернизации авианесущих кораблей.

СССР исповедовал оборонительную доктрину, в то время как Пентагон готовился к локальным мини-войнам, где применение авианосцев давало неоспоримые преимущества. По словам американского историка авиации и флота Нормана Полмара, возможность ВМС США быстро доставлять в любую точку мира 60-70 самолетов, для которых не нужно было разрешение на пролет над территорией других стран и не требовались наземные аэродромы, делала из авианосцев идеальное оружие.

Очень скоро и в Советском Союзе убедились в том, что усиление роли надводного и подводного флотов, а также дальней авиации требовало использования авианосцев. Только с помощью этого плавсредства можно было удерживать господство в воздухе путем развертывания авиагрупп в любой точке Мирового океана.

Читайте также:  Какие двигатели ставят на снегоходы

В погоне за противником

Только в первой половине 1970-х СССР решился пойти по пути американцев, однако к тому времени он безнадежно отстал – авианосный парк США уже насчитывал 15 мощнейших ударных кораблей, три из которых были атомными. В общей сложности на них могли разместиться свыше тысячи самолетов.

На американских кораблях развертывались палубные истребители, разведывательные, противолодочные и прочие крылатые машины. Сократить разбег самолетам помогали специальные паровые катапульты, которые разгоняли 35-тонную машину до 250 км/ч за 2,5 секунды на участке в 100 метров. При посадке самолет тормозился специальными натянутыми поперек палубы фалами, за которые истребители цеплялись крюками-аэрофинишерами.

Советский флот на первом этапе отказался от американского варианта, отдав предпочтение самолетам вертикального взлета Як-38. Они не нуждались в длинной взлетно-посадочной полосе, а это в свою очередь позволяло сделать судно более компактным. Леонид Брежнев считал Як-38 гордостью советской авиации.

С учетом особенностей Яков в 1970-1980-е годы были построены первые советские авианесущие крейсеры – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков». Однако после спуска авианосцев на воду стало ясно, что Як-38 не может на равных конкурировать с американской палубной авиацией. Советская машина оказалась менее маневренной, на ее взлет и посадку расходовалось гораздо больше топлива, что ограничивало как радиус ее действия, так и боевую нагрузку.

На появление советских авианосцев американцы отреагировали заносчиво, считая, что это не корабль, а «неизвестно что», как отмечал Аркадий Морин, российский историк судостроения и флота. По его словам, в ходе тренировочных полетов американские палубные истребители McDonnell FH-1 Phantom, имитируя атаку на советские корабли, старались не летать вблизи от неповоротливых и сложных в управлении Яков, опасаясь случайных столкновений. И страхи эти были не напрасны. 15% всех построенных Як-38, говорит Морин, разбились за время несения службы.

«Адмирал Кузнецов» vs «Джордж Вашингтон»

Анализируя свои недоработки, в СССР решили остановиться на классическом авианосце, при этом не отказываясь от мощных противокорабельных ракетных комплексов. Первенцем среди нового поколения авианосцев стал «Адмирал Кузнецов», спущенный на воду в 1987 году. Изначально корабль задумывался как аналог американского атомного авианосца Enterprise, однако вследствие урезанного финансирования на него установили не атомные, а обычные двигатели.

Вместо паровых катапульт на судне появился трамплин – приподнятая носовая часть палубы. Этого хватало для самостоятельных взлетов истребителей класса МиГ-29к и Су-33, которые по летным и боевым характеристикам превосходили американские аналоги.

Длина «Кузнецова» составила 306 метров при водоизмещении в 61 тыс. тонн, мощности в 50 тыс. л.с. Судно развивало скорость до 29 узлов. Экипаж гиганта насчитывал почти 2 тыс. человек, авиационная группа на корабле могла достигать 50 самолетов и вертолетов.

Размеры «Адмирала Кузнецова» поражали очевидцев. Он был высотой с 20-этажный дом, а его коридоры протянулись в общей сложности на 20 км. Внутренне пространство корабля было настолько большим, что некоторые из рядовых членов экипажа могли ни разу не встретиться друг с другом в течение своей срочной службы.

Интересно сравнить «Адмирала Кузнецова» с подобным ему по классу американским авианосцем типа «Нимиц» «Джордж Вашингтон», который был спущен на воду в 1990 году. Длина корабля составляет 332 метра, водоизмещение — 97 тыс. тонн, мощность — 260 тыс. л.с., скорость — 30 узлов. Технические возможности судна позволяют ему нести до 90 единиц авиатехники, экипаж корабля насчитывает около 3 200 человек.

По всем параметрам американский корабль превосходит советский, кроме одной важнейшей детали, которая отличала советские авианосцы. Если на «Джордже Вашингтоне» было только 3 пусковые ракетные установки, то на «Адмирале Кузнецове» их число доходило до 44-х. По мнению специалистов, советские ракеты имели радиус действия до 500 км и могли нести ядерные заряды.

В другом важнейшем компоненте – возможности длительно находиться вдали от базы – советский авианосец уступал американскому, так как у последнего было большое количество ремонтных подразделений и мастерских, напоминавших небольшие ремонтные заводы. Но этот минус оборачивался плюсом, когда речь заходила о цене строительства, стоимость советского судна была заметно ниже.

Эффективность

Что же касается эффективности советских авианосцев, то в этом, как признавали отечественные эксперты, они уступали американским аналогам. Доктор военных наук, капитан первого ранга Константин Сивков, сравнив «Адмирала Кузнецова» и авианосцы типа «Нимиц», установил, что применительно к локальным войнам коэффициент эффективности для американских судов составляет 0,35, а для российских — 0,3. При этом отставание советского корабля по части локальных конфликтов достигает 14%, глобальных — 10%.

Читайте также:  Двигатель 2110 дымит в чем причина

«Нимиц» – более универсальный авианосец, полагает Сивков. Мощная катапульта позволяет взлетать более тяжелым самолетам, что расширяет возможности как ударного, так и вспомогательного парка. Такие самолеты могут взять на борт более существенную бомбовую нагрузку.

Присутствие трамплина в конструкции советского судна не позволяет разместить на борту габаритные самолеты. Это заставляет обязанности дальнего радиолокационного обнаружения доверить вертолетам Ка-31, которые при всех своих достоинствах ограничены в радиусе перемещения. С другой стороны, отсутствие катапульты привело к снижению массы корабля, повышению внутреннего объема и, в конечном итоге, снижению энергетических затрат.

Российские специалисты спокойно относятся к тому, что сравнение авианосцев далеко не в нашу пользу. Авианосец – это любимая игрушка американских адмиралов, предназначенная для решения стратегических и боевых задач в духе военной доктрины США. Однако российские, как впрочем, и китайские военные постепенно обзаводятся системами вооружений, способных эффективно противостоять американским чудо-кораблям.

Источник

Топ 10 самых больших авианосцев в мире

В условиях боевых действий наличие плавучей авиабазы в нужной точке – весомое военное преимущество. К этому выводу военные стратеги пришли ещё в начале XX века. Общая идея по созданию авианосцев была озвучена во Франции военно-морским атташе США. И уже 14 ноября 1910 года на крейсере «Бирмингем» была смонтирована платформа, с которой был совершён взлёт американским пилотом Юджином Эли.

Первым полноценным кораблём с авиабазой обзавелась Британия, чей HMS Ark Royal встал на рейд на излёте 1914 года. Корабль активно использовался в Первой мировой войне в Средиземном море.

Основные черты авианосцев:

  • благодаря своим исполинским размерам авианосцы обладают обширным функционалом и могут использоваться как штаб в условиях военных действий;
  • палубная авиация способна разметить десятки единиц летательных аппаратов, включая штурмовики, вертолёты, противолодочные самолёты и истребители;
  • площади внутри корпуса используются для хранения пехотной техники, обустройства десанта, установки радиоэлектронного оборудования, собственного вооружения корабля;
  • энергетическая база современных судов рассчитана на автономное плавание в течение нескольких лет за счёт атомной энергии.

10.Чакри Нарубет

Небольшой, по меркам авианосцев, но мобильный и лёгкий испанский корабль состоит на содержании армии Таиланда. Его основной функцией является обеспечение воздушного сопровождения поисково-спасательных операций. Впрочем, из-за недостатка финансирования корабль практически всегда стоит на приколе, развлекая любознательных туристов. В редкие выходы в море на палубе почти всегда присутствуют члены королевской семьи Таиланда, за что авианосец прозвали семейной королевской яхтой.

  • Дата постройки: 20.01.1996
  • Сдан в эксплуатацию: 27.03.1997
  • Водоизмещение: 11 485 тонн
  • Длина: 183 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 14 единиц
  • Численность экипажа: 455 человек

9. Кавур

Самый большой авианосец итальянских ВМС, назван в честь представителя знатного итальянского рода графа Камилло Бенсо ди Кавура. В состав вооружённых сил введён в 2009 году, обладает возможностями командного центра. Его характеризуют современное оснащение и многофункциональность. Кроме палубы у него вместительны ангар для боевой техники наземного вида. Считается флагманом итальянских вооружённых сил.

  • Дата постройки: 20.07.2004
  • Сдан в эксплуатацию: 27.03.2007
  • Водоизмещение: 35 000 тонн
  • Длина: 244 м
  • Возможности по размещению боевой техники: 8 самолётов класса AV-8B «Харриер», 12 вертолётов, 24 танка, 50 боевых машин.
  • Численность экипажа: 528 человек
  • Численность десанта: 415 человек

8. Шарль де Голль

Флагман французского флота – единственный атомный европейский авианосец, построенный без участия США. Корабль эксплуатируется с 2001 года военно-морскими силами Франции. Строение короля традиционно – со сдвинутой к правому борту платформой и угловой палубой для взлёта самолётов. Скорость запуска – 1 самолёт в минуту, алюминиевая палуба под линией взлёта имеет водяное охлаждение.

  • Дата постройки: 07.05.1994
  • Сдан в эксплуатацию: 18.05.2001
  • Водоизмещение: 42 000 тонны
  • Длина: 261,5 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 40 летательных машин
  • Численность экипажа: 1900 человек
  • Численность десанта: 800 человек

7. Викрамадитья

Головной корабль ВМФ Индии – это масштабно переделанный российский крейсер «Адмирал Горшков». Перестройкой корабля занимался завод «Севмаш», в итоге индийские покупатели получили мощную боевую машину, с возможностью посадки и взлёта самолётов массой до 25 тонн, предполагалось, что это будуд российские МиГ-29 «К».

  • Дата постройки: модернизация в 2008 г.-2013 г.
  • Сдан в эксплуатацию: 08.01.2014
  • Водоизмещение: 45 500 тонн
  • Длина: 274 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 30 единиц
  • Численность экипажа и авиагруппы: 1500 человек
Читайте также:  Как правильно запускается двигатель

6. Ляонин

Китайский авианосец, прикупленный у Украины после распада СССР за 25 млн. $ является бывшим тяжёлым крейсером «Варяг» и имеет схожие конструкционные особенности с легендарным «Адмиралом Кузнецовым». Изначально планировалось сделать из него плавучий развлекательный комплекс, но начиная с 2005 года его усиленно модернизировали на база Далянь ВМС Китая, где в августе 2011 прошли первые ходовые испытания, и уже 25.09.2012 новый авианосец «Ляонин» вошёл в состав китайского ВМФ.

  • Дата постройки: 25.11.1988
  • Сдан в эксплуатацию: 25.09.2012
  • Водоизмещение: 59 500 тонны
  • Длина: 304,5 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 40 летательных машин.
  • Численность экипажа: 1980 человек

5. Адмирал Кузнецов

Единственный авианосец России с 2017 г. стоит на приколе, его модернизация осуществляется на судоремонтном заводе г. Мурманска. Обновление завершится к 2021 году, её осуществление позволит оставить корабль на вооружении ВМС России ещё на 20 лет. Авианосец «Адмирал Кузнецов» обладает удобной сквозной взлётной палубой и трамплином для обеспечения взлёта боевых машин. Площадь палубы – 14 800 м², угол наклона 14,3°. По оценкам иностранных экспертов слабым местом корабля является слабая мощность двигателя.

  • Дата постройки: 04.12.1987
  • Сдан в эксплуатацию: 20.02.1991
  • Водоизмещение: 61 390 тонны
  • Длина: 306,45 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 52 летательных машин.
  • Численность экипажа: 1980 человек
  • Численность авиаперсонала: 626 человек

4. Куин Элизабет

Современный авианосец «Куин Элизабет» проектировался в паре с «Принц Уэльс» для ВМС Великобритании, корабли имеют схожие характеристики. Особенностью «Куин Элизабет» является строительство двух надстроек для управления полётами (в задней части) и самим судном (спереди). За счёт распределения функционала и перемещения блоков управления на корму и хвост корабля значительно увеличена площадь палубы. Расположение службы управления самолётами в задней части авианосца позволяет отслеживать и корректировать заход на посадку и саму посадку.

  • Дата постройки: 07.07.2009
  • Сдан в эксплуатацию: 07.12.2007
  • Водоизмещение: 70 600 тонн
  • Длина: 284 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 40 летательных машин.
  • Численность экипажа: 600 человек
  • Численность авиаперсонала: 900 человек

3. Джордж Буш

Последний, одиннадцатый и самый усовершенствованный авианосец США типа «Нимиц» носит имя 41 президента Америки. Новая версия имеет ряд нововведений: эргономичный дизайн, повышающий устойчивость судна на воде; защита корпуса 67 мм кевларовой бронёй и специальным антирадарным покрытием; винты особой формы и масштабная электронная «начинка» включая вакуумное очищение гальюнов, которое периодически даёт системные сбои.

  • Дата постройки: 09.10.2006
  • Сдан в эксплуатацию: 10.01.2009
  • Водоизмещение: 97 000 тонн
  • Длина: 332,8 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 90 единиц
  • Численность экипажа: 3200 человек
  • Авиагруппа: 2480 человек

2. Нимиц

Плавучая громадина заложена к постройке в 1968 году. Корабль одним из первых в мировом флоте стал носителем атомного реактора. Несмотря на свою мощь, «Нимиц» не считается особо успешным проектом. Авианосец известен участием в масштабном провале американских вооружённых сил «Орлиный коготь» в 1980 г в Иране; на нём разбился при посадке истребитель «Проулер», в итоге погибло 14 человек и получили ранения 50 военнослужащих; его успели позорно «подразнить» два Ту-95 МС в 2008 году, пролетая над палубой.

  • Дата постройки: 13.05.1972
  • Сдан в эксплуатацию: 13.05.1975
  • Водоизмещение: 98 425 тонн
  • Длина: 332,8 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 90 единиц самолетов и вертолётов
  • Численность экипажа: 3200 человек
  • Авиагруппа: 2480 человек

1. Джеральд Р.Форд

Флагман ВМС США. Особенностью конструкции судна можно считать установку электромагнитной катапульты. Инновационная разработка EMALS «умеет» плавно разгонять самолёты, значимо снижая гравитационные нагрузки. Энергетическая мощь последней плавучей авиабазы США на 25% превышает возможности двигателей авианосцев типа «Нимиц»

  • Дата постройки: 09.11.2013
  • Сдан в эксплуатацию: 31.05.2017
  • Водоизмещение: 98 425 тонн
  • Длина: 337 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 90 единиц
  • Численность экипажа: 4660 человек

Источник

Adblock
detector