Атомный ледокол принцип работы двигателя

В борьбе со льдом. Как работают ледоколы?

На исходе зимы решил рассказать о том, как устроен ледокол, как на нем живут и работают люди. Если статья будет интересна, сделаю дальше несколько статей о разных ледоколах — от классических, старых, еще финской постройки, до новейших, построенных на российских судостроительных верфях.

Хотя, судя по большому количеству посетителей на ежегодных фестивалях ледоколов , интерес к ледокольному флоту есть, и очень приличный.

Итак-дизель-электрический ледокол, что это за судно, и как оно работает во льду.

У ледокола специальные обводы корпуса, проще говоря, яйцеобразный корпус, который позволяет наваливаться на лед и давить его своим весом.

Прочность корпусу придает увеличенное количество шпангоутов (элементов судового набора), и так называемый ледовый пояс (увеличенная толщина обшивки подводной и надводной (немного выше ватерлинии) частей корпуса судна.

У некоторых ледоколов вместо классической – ледокольной, изменена форма носа.

Это сделано для более эффективного использования ледокола при проводке судов в неподвижных льдах. Например, после некоторых ледоколов за счет изменения формы носовой части, остается широкая чистая дорога, по которой могут идти даже самые маломощные и не очень крепкие суда.

Очень важное устройство на ледоколе — это буксирная лебедка.

Довольно часто ледокол вынужден брать на буксир судно, которое не может самостоятельно двигаться во льдах.

А еще, ледокол очень маневренное судно, на ледоколах от 2 до 4-х винтов, носовых и кормовых. На новых ледоколов уже стоят винторулевые колонки, которые обеспечивают еще большую маневренность.

Различают линейные и портовые (вспомогательные) ледоколы.

Линейные ледоколы — это большие, мощные ледоколы, которые работают с крупнотоннажными судами, например, с танкерами и балкерами (суда для насыпных грузов), грузоподъемностью 100-200 тысяч тонн.

Также эти ледоколы встречают суда у кромки льда, которая может находиться за много миль от порта и ведут их в порт. Например, в стандартную зиму, от которой мы все немного отвыкли, кромка льда от порта Санкт-Петербург доходит до меридиана Таллина.

Главная задача линейного ледокола — проложить дорогу во льдах.

Характеристики линейного ледокола:

  • Суммарная мощность главных двигателей 10 000 — 30 000 лошадиных сил
  • Длина линейных ледоколов 120 — 150 метров
  • Осадка 8 — 11 метров
  • Толщина проходимого льда – до 1,5 метров
  • Численность экипажей – от 30 до 50 человек, в зависимости от года постройки ледокола, и соответственно – степени автоматизации
  • Автономность этих судов – 25-35 суток. Ограничения автономности, в основном по топливу и продуктам, т.к. на многих ледоколах стоят опреснители морской воды

Линейные ледоколы оборудованы вертолетной площадкой. На некоторых даже есть специальные ангары, где можно хранить вертолеты.

Портовые ледоколы – это ледоколы меньшей мощности, как правило от 3 до 8 тысяч лошадиных сил. Работают в акватории портов, и на ближних подступах к портам, как вспомогательные ледоколы.

Портовые ледоколы размерами уступают линейным.

  • Обычно длина портовых ледоколов 60 -100 метров
  • Осадка 3,5 — 6,5 метров
  • Толщина проходимого льда – до 0,7 метра
  • Экипажи – около 30 человек
  • Автономность – 15-20 суток

Во время работы в рубке находятся несколько человек: капитан или старший помощник капитана, которые управляют ледоколом, вахтенный помощник и вахтенный матрос. В центральном посту управления и в машине — механик, моторист, электромеханик, электрик.

Вся ходовая вахта – от 6 до 12 человек в зависимости от ледокола.

На ледоколах нет грузовых трюмов, т.е. специальных отсеков, куда укладывается груз. На новых ледоколах на палубе есть специальные технологические приспособления на палубе для установки стандартных контейнеров. В этих контейнерах хранится различное оборудование, например, для локализации разлива нефти. К этим функциям ледоколов вернемся позже.

Читайте также:  Цикл работы двигателя ока

Помещения на ледоколах обычные, как и на всех судах: ходовой мостик, ниже каюты комсостава. Еще ниже расположены каюты остальных членов экипажа, кают-компания, столовая для рядового состава, а также сауна, спортивный зал, иногда бассейн.

Любят ледокольщики после вахты попариться в сауне и окунуться в бассейн с соленой морской водой. Спорт также в почете у моряков: тренажеры, теннисный стол — если позволяют размеры помещения, различные гантели и штанги.

На многих ледоколах кают-компания похожа на зимний сад. Ну любят на ледоколах растения и уют, который они придают. Особенно контрастно выглядят замерзшие с внешней стороны иллюминаторы в обрамлении буйной зелени растений.

Я был более чем на двадцати различных ледоколах и всегда поражался тому, что на ледоколах очень тепло и уютно. Мерно работают судовые дизеля и шелестит, а иногда и грохочет лед за бортом.

Конечно, на палубе зимой совсем по-другому. Постоянная уборка снега и наледи. Хотя на новых ледоколах уже стоит подогрев на внешних трапах и даже есть подогреваемые дорожки на палубах.

Современный ледокол – это уже многофункциональное судно, а не только ледокол. Это буксировщик и спасатель, который может высадить аварийную партию на терпящее бедствие судно с помощью вертолета, потушить пожар на горящем судне (водяные пушки «бьют» на расстояние до 150 метров), помочь откачать воду с тонущего судна, при разливах нефтепродуктов поставить специальные боновые заграждения и собрать нефтепродукты с поверхности воды.

Еще хотел добавить, что до появления у МЧС современных судов, ледоколы часто спасали рыбаков с оторвавшихся или расколовшихся льдин.

Я помню, как уже в середине «нулевых» ледокол привез в порт человек 20 рыбаков, снятых с оторвавшейся льдины.

А еще один капитан ледокола рассказывал, как они за Кронштадтом в сильную вьюгу вдруг увидели прямо рядом с бортом телегу с лошадью. Представляете: запряженная телега с лошадью и седоком посреди скованного льдом Финского залива. Заблудились в пурге немного.

Что еще можно сказать: любят ледокольщики свою работу, очень любят! Это и романтика работы в суровых условиях, очень сложное управление судном и почти ювелирная точность ледокольных операций.

А еще драйв от мощности и возможностей ледокола, непроглядной метели, яркого света прожекторов, сжатия и подвижек льдов и умения преодолеть эти сложности.

И контраст: мороз, метель за бортом, а ты в тоненькой рубашке в рубке. А какие закаты на скованном льдами море. Любой художник бы позавидовал таким краскам!

Источник

Как это работает. Атомные ледоколы России.

Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке.

В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз – контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.).
Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимостьью — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

Читайте также:  Чем промыть двигатель чтобы прочистить каналы

Всего на атомных ледоколах и кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка – 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

Отделение ГТГ (главных турбогенераторов)

Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

ЦПУ (Центральный пост управления)

Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

«Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

Читайте также:  Как откапиталить двигатель самому ваз 2110

Помещение среднего гребного вала.

Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

«Таймыр» в доке судоремонтного завода

«Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в део вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч)

Ремонт винто-рулевого комплекса

Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопасть крепится девятью болтами.

Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) — первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска.

Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

«Суперсооружения» — Ледоколы (док. фильм)

Источник

Adblock
detector