Асинхронный двигатель аирут71в2ухл4 принципиальная схема

Как подключить однофазный двигатель

Чаще всего к нашим домам, участкам, гаражам подведена однофазная сеть 220 В. Поэтому оборудование и все самоделки делают так, чтобы они работали от этого источника питания. В этой статье рассмотрим, как правильно сделать подключение однофазного двигателя.

Асинхронный или коллекторный: как отличить

Вообще, отличить тип двигателя можно по табличке — шильдику — на которой написаны его данные и тип. Но это только в том случае, если его не ремонтировали. Ведь под кожухом может быть что угодно. Так что если вы не уверены, лучше определить тип самостоятельно.

Так выглядит новый однофазный конденсаторный двигатель

Как устроены коллекторные движки

Отличить асинхронный и коллекторный двигатели можно по строению. У коллекторных обязательно есть щетки. Они расположены возле коллектора. Еще обязательный атрибут движка этого типа — наличие медного барабана, разделенного на секции.

Такие двигатели выпускаются только однофазные, они часто устанавливаются в бытовой технике, так как позволяют получить большое число оборотов на старте и после разгона. Также они удобны тем, что легко позволяют менять направление вращения — необходимо только поменять полярность. Несложно также организовать изменение скорости вращения — изменением амплитуды питающего напряжения или угла его отсечки. Потому и используются подобные двигатели в большей части бытовой и строительной техники.

Строение коллекторного двигателя

Недостатки коллекторных двигателей — высокая шумность работы на больших оборотах. Вспомните дрель, болгарку, пылесос, стиральную машину и т.д.. Шум при их работе стоит приличный. На малых оборотах коллекторные двигатели не так шумят (стиральная машина), но не все инструменты работают в таком режиме.

Второй неприятный момент — наличие щеток и постоянного трения приводит к необходимости регулярного технического обслуживания. Если токосъемник не чистить, загрязнение графитом (от стирающихся щеток) может привести к тому, что соседние секции в барабане соединятся, мотор попросту перестанет работать.

Асинхронные

Асинхронный двигатель имеет статор и ротор, может быть одно и трёхфазным. В данной статье рассматриваем подключение однофазных двигателей, потому речь пойдет только о них.

Асинхронные двигатели отличаются невысоким уровнем шумов при работе, потому устанавливаются в технике, шум работы которой критичен. Это кондиционеры, сплит-системы, холодильники.

Строение асинхронного двигателя

Есть два типа однофазных асинхронных двигателей — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Вся разница состоит в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до разгона мотора. После она выключается специальным устройством — центробежным выключателем или пускозащитным реле (в холодильниках). Это необходимо, так как после разгона она только снижает КПД.

Читайте также:  Сколько литров масла в двигателе мтз 1221

В конденсаторных однофазных двигателях конденсаторная обмотка работает все время. Две обмотки — основная и вспомогательная — смещены относительно друг друга на 90°. Благодаря этому можно менять направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно крепится к корпусу и по этому признаку его несложно опознать.

Более точно определить бифилярный или конденсаторный двигатель перед вами, можно при помощи измерений сопротивления обмоток. Если сопротивление вспомогательной обмотки больше в два раза (разница может быть еще более значительная), скорее всего, это бифилярный двигатель и эта вспомогательная обмотка пусковая, а значит, в схеме должен присутствовать выключатель или пусковое реле. В конденсаторных двигателях обе обмотки постоянно находятся в работе и подключение однофазного двигателя возможно через обычную кнопку, тумблер, автомат.

Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей

С пусковой обмоткой

Для подключения двигателя с пусковой обмоткой потребуется кнопка, у которой один из контактов после включения размыкается. Эти размыкающиеся контакты надо будет подключить к пусковой обмотке. В магазинах есть такая кнопка — это ПНВС. У нее средний контакт замыкается на время удержания, а два крайних остаются в замкнутом состоянии.

Внешний вид кнопки ПНВС и состояние контактов после того как кнопка «пуск» отпущена»

Сначала при помощи измерений определяем какая обмотка рабочая, какая — пусковая. Обычно вывод от мотора имеет три или четыре провода.

Рассмотрим вариант с тремя проводами. В этом случае две обмотки уже объединены, то есть один из проводов — общий. Берем тестер, измеряем сопротивление между всеми тремя парами. Рабочая имеет самое меньшее сопротивление, среднее значение — пусковая обмотка, а наибольшее — это общий выход (меряется сопротивление двух последовательно включенных обмоток).

Если выводов четыре, они звонятся попарно. Находите две пары. Та, в которой сопротивление меньше — рабочая, в которой больше — пусковая. После этого соединяем один провод от пусковой и рабочей обмотки, выводим общий провод. Итого остается три провода (как и в первом варианте):

  • один с рабочей обмотки — рабочий;
  • с пусковой обмотки;
  • общий.

С этими тремя проводами и работаем дальше — используем для подключения однофазного двигателя.

Со всеми этими

    Подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой через кнопку ПНВС

подключение однофазного двигателя

Все три провода подключаем к кнопке. В ней тоже имеется три контакта. Обязательно пусковой провод «сажаем на средний контакт (который замыкается только на время пуска), остальные два — на крайние (произвольно). К крайним входным контактам ПНВС подключаем силовой кабель (от 220 В), средний контакт соединяем перемычкой с рабочим (обратите внимание! не с общим). Вот и вся схема включения однофазного двигателя с пусковой обмоткой (бифилярного) через кнопку.

Читайте также:  Что можно сделать с карбюраторным двигателем ваз 2107

Конденсаторный

При подключении однофазного конденсаторного двигателя есть варианты: есть три схемы подключения и все с конденсаторами. Без них мотор гудит, но не запускается (если подключить его по схеме, описанной выше).

Схемы подключения однофазного конденсаторного двигателя

Первая схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — хорошо запускаются, но при работе мощность выдают далеко не номинальную, а намного ниже. Схема включения с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не очень хорошие показатели при пуске, но хорошие рабочие характеристики. Соответственно, первую схему используют в устройствах с тяжелым пуском (бетономешалки, например), а с рабочим конденсором — если нужны хорошие рабочие характеристики.

Схема с двумя конденсаторами

Есть еще третий вариант подключение однофазного двигателя (асинхронного) — установить оба конденсатора. Получается нечто среднее между описанными выше вариантами. Эта схема и реализуется чаще всего. Она на рисунке выше в середине или на фото ниже более детально. При организации данной схемы тоже нужна кнопка типа ПНВС, которая будет подключать конденсатор только не время старта, пока мотор «разгонится». Потом подключенными останутся две обмотки, причем вспомогательная через конденсатор.

Подключение однофазного двигателя: схема с двумя конденсаторами — рабочим и пусковым

При реализации других схем — с одним конденсатором — понадобится обычная кнопка, автомат или тумблер. Там все соединяется просто.

Подбор конденсаторов

Есть довольно сложная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:

  • рабочий конденсатор берут из расчета 70-80 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;
  • пусковой — в 2-3 раза больше.

Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 вольт берем емкости с рабочим напряжением 330 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, для пусковой цепи ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting, но можно взять и обычные.

Изменение направления движения мотора

Если после подключения мотор работает, но вал крутится не в том направлении, которое вам надо, можно поменять это направление. Это делают поменяв обмотки вспомогательной обмотки. Когда собирали схему, один из проводов подали на кнопку, второй соединили с проводом от рабочей обмотки и вывели общий. Вот тут и надо перекинуть проводники.

Источник

Двигатели асинхронные однофазные серий АИРУТ71, АИР3УТ71, АИСУТ80

Общие сведения

Двигатели асинхронные однофазные серий АИРУТ71, АИР3УТ71, АИСУТ80 предназначены для комплектации электроприводов бытового и промышленного назначения, различных механизмов.

Структура условного обозначения

АИХХХХХХХ:
АИ — асинхронный унифицированной серии;
Х — привязка мощностей к установочным и присоединительным
размерам: Р — по РС3031-71; С — по СЕNЕLЕС;
Х — однофазные с двухфазной обмоткой и рабочим и пусковым
конденсаторами (УТ); с трехфазной обмоткой и рабочим и
пусковым конденсаторами (3УТ);
Х — высота оси вращения, мм (71; 80);
Х — число полюсов (2; 4);
ХХ — климатическое исполнение (У, УХЛ, О, Т) и категория
размещения (1; 2; 4) по ГОСТ 15150-69.
Виды климатических исполнений для двигателей АИРУТ71 и АИР3УТ71 — У1; УХЛ4; О4; для двигателей АИСУТ80-УХЛ4; Т2; О4.

Читайте также:  Почему троит 103 двигатель

Условия эксплуатации

Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.
Окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, не насыщенная водными парами и токопроводящей пылью.
Требования техники безопасности двигателей по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75.
Двигатели соответствуют ТУ 16-88 ИАКФ. 525243.008 ТУ.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-88 ИАКФ.525243.008 ТУ

Технические характеристики

Основные технические данные двигателей напряжением 220 В частотой 50 Гц приведены в таблице.


Типоисполнение Мощность, кВт Синхронная частота вращения, мин -1 I ном , А I пуск

I ном

M пуск

M ном

M макс

M ном

Рекомендуемое значение емкостей
C p , мкФ U, В C п , мкФ U, В
0,75 3000 5 5,5 1,8 2,2 18 400 100 330
0,55 3000 3,4 5,5 1,7 2,2 37 250 200 150
0,55 3,6 1,6 1,9 44 200

* Имеет исполнения I и II: в исполнении II комплектуется конденсатором и сетевым шнуром.

Конструктивное исполнение двигателей по способу монтажа (рис. 1) IМ1081, IМ2081, IМ2181, IМ3041, IМ3641 по ГОСТ 2479-79.

Типоисполнение Размеры, мм Масса, кг
l 1 l 10 l 17 l 20 l 21 l 30 l 31 l 33 l 39 b 1 b 10 b 16 h h 1 h 5 h 10 h 31 d 1 d 20 d 22 d 24 d 25
40 90 7 3,5 10 272,5 45 316,5 6 112 10 71 6 21,5 8 188,5 19 165 12 200 130 8,3(II–10)
9,4(II–10,9)
8,3
9,4
100 10 50 125 14 80 9 197,5 8,7
9,4
12

Примечание. Масса указана для 4-полюсных двигателей (в алюминиевой оболочке), исполнения IM1081.

* Имеет исполнения I и II: в исполнении II комплектуется конденсатором и сетевым шнуром.

Схемы переключения направления вращения и электрических соединений двигателя АИР3УТ71 (а), АИРУТ71 (б):
C р — рабочий конденсатор;
C п — пусковой конденсатор

Схемы переключения направления вращения и электрических соединений двигателя АИСУТ80:
M — двигатель;
C р — рабочий конденсатор;
C п — пусковой конденсатор;
K — пусковое реле
В качестве рабочих конденсаторов применяются конденсаторы типа К-78-4 по ОЖО.461141 ТУ, в качестве пусковых — К50-19 по ОЖО.464122 ТУ.
В качестве устройства, отключающего пусковой конденсатор, применяется пускатель ПНВС-12 по ТУ 16-536.017-78. Допускается применение других типов пускателей, обеспечивающих надежное отключение пускового конденсатора.
В двигателях АИСУТ80 применяется пусковое реле. —

В комплект поставки входят: двигатель с конденсатором и сетевым шнуром (для исполнения II двигателей АИРУТ71А2, АИРУТ71В2); паспорт;
техническое описание и инструкция по эксплуатации.

Источник

Adblock
detector