Анализ вибраций стуков и шумов двигателя

Диагностика двигателя по шумам и вибрациям


Причинами уменьшения мощности двигателя и его экономичности, могут служить износ поршней, колец и цилиндров. Для предупреждения неисправностей следует регулярно контролировать работу двигателя, и вовремя устранять возникшие неполадки. Как выполняется диагностика двигателя по шумам и вибрациям, расскажет эта статья.

Фонендоскоп поможет обнаружить причины стуков двигателя.

Например, критический зазор в коренных подшипниках выявляется по стуку внизу блока, в нижнем и верхнем положении поршневых пальцев стук слышен при большом зазоре в шатунных подшипниках.

Стук поршневого кольца, идущий из верхней половины цилиндра, и пропадающий при отключении зажигания, говорит об увеличенных зазорах между отверстиями в поршнях, или втулках головок шатунов, и пальцами.

Но, не у всех типов двигателей, возможно, достаточно точно, диагностировать неисправность по характерному стуку.

В передней части автомобильного двигателя находятся приводные ремни, и, именно там, обычно можно услышать «подозрительные» шумы.

О неисправной работе водяного насоса, распределительного вала, или генератора говорят жужжание или свист, иногда переходящие в визг.

В передней части двигателя стук возникает по ряду причин:

  • износились подшипники генератора или водяного насоса,
  • ослабли затяжки болтов крепления генератора,
  • износились детали привода распределительного вала,
  • ослабли крепления шкивов вентилятора или его кожуха, генератора или коленчатого вала,
  • ослабли крепления крышки ремня ГРМ.

Недостаточный уровень масла, либо ослабление деталей крепежа двигателя можно определить по небольшим стукам в движке, которые становятся сильнее на поворотах. Об износе коренных вкладышей шатуна, или вкладышей нижней головки цилиндра, можно судить по ощутимому стуку не только на рабочих, но и на холостых оборотах.

Сильные вибрации и стук в работающем двигателе свидетельствует о необходимости замены коренных подшипников.

Если топливно-воздушная смесь сгорает в двигателе бесконтрольно, то слышен стук с металлическим оттенком в то время, когда автомобиль движется с ускорением, или при подъеме в гору.

Причин детонации в двигателе может быть несколько:

  • низко-октановое топливо,
  • неточная регулировка угла опережения зажигания,
  • неисправный вакуум-корректор прерывателя-распределителя,
  • свечи другого, неподходящего типа.

Если двигатель продолжает стучать после их устранения, то его необходимо ремонтировать.

Медленный рост давления масла, несоответствие его характеристик, и неподходящие масляные фильтры также могут вызывать стук в моторе.

Если в салоне присутствуют посторонние запахи, то значит, имеются неисправности в каких-либо системах автомобиля.

Если чувствуется запах паленой ткани, это указывает на нерасторопность водителя при работе педалью сцепления, или на то, что он забыл отпустить ручной тормоз.

Если пахнет кислотой, то, возможно, она подтекает из переполненного, или потрескавшегося аккумулятора.

Наиболее часто в салоне присутствует запах бензина.

В этом случае причин может быть несколько:

  • течь в бензобаке или в топливной системе,
  • потеряна крышка бензобака, или он переполнен,
  • неисправен игольчатый клапан карбюратора.

Если пахнет маслом , то, может быть,

  • испорчена прокладка клапанной крышки,
  • отсутствует крышка масло-заливной горловины,
  • засорена система вентиляции картера.

При сильном износе двигателя он начинает дымить, и возрастает расход масла.

Также, особого внимания заслуживает индикация лампочки давления масла на приборной панели водителя. Ее непрерывное горение сигнализирует о недостаточном количестве масла, или несоответствии его характеристик.

Причиной также может быть неисправность датчика давления масла, установленного на двигателе, к тому же, необходимо проверить исправность масляного насоса и коренных вкладышей.

Читайте также:  На чем работает двигатель атомной подводной лодки

Моргание на поворотах лампочки давления масла говорит о том, что провод датчика замыкает на массу, или свидетельствует о низком уровне масла.

Если неисправны подшипники генератора или водяного насоса, карбюратор или впускной коллектор подсасывают воздух, то слышится неприятный на слух визг, высота которого вместе с оборотами повышается. Его причиной может быть и то, что из-за зацепления с зубчатым венцом маховика не вышла шестерня стартера.

Свист возникает при подсосе воздуха между впускным коллектором и карбюратором. Для обнаружения неисправности используется мыльный раствор. Он кисточкой наносится на предполагаемую проблемную зону.

Если негерметична посадка шланга вакуумного насоса усилителя тормозов (при его наличии), или он поврежден, износилась ось дроссельного насоса, шланг вакуум-корректора зажигания, или неправильно установлен топливный фильтр, то в этом случае свист возникает в районе карбюратора.

При неисправности выхлопной системы автомобиля (прокладки выпускного коллектора, приемной трубы и др.) возникает «просечка» выхлопных газов. Для ее устранения иногда необходимо лишь подтянуть крепление приемной трубы.

Неисправности топливной системы, такие, как:

  • снижение производительности и давления топливного насоса,
  • проблемы с пробкой впускного шланга топливного бака,
  • попадание воды в бензин, и замерзание ее в трубопроводах

приводят к перебоям в подаче топлива, и могут быть причиной полной остановки двигателя автомобиля.

Топливный насос лучше проверять прямо на двигателе, поскольку он является довольно сложным агрегатом. При проверке от карбюратора отсоединяют трубку и используют рычаг ручной подкачки, или проворачивают коленчатый вал. При этом должна выбрасываться полная струя бензина.

Источник

Как по постороннему звуку определить проблемы с двигателем?

Любой посторонний звук в работе двигателя позволит определить имеющиеся неисправности и является для автовладельца поводом обратиться в сервис за диагностикой и ремонтом.

Именно на двигатель в процессе эксплуатации приходятся повышенные нагрузки, что и приводит к различного рода неисправностям силового агрегата. Опытные автовладельцы знают, что многие такие проблемы можно выявить на раннем этапе, необходимо лишь прислушиваться к посторонним звукам, доносящимся из мотора. Поговорим поподробнее о том, как определить проблемы с двигателем по постороннему стуку, скрежету и шуму.

Точность слуховой диагностики

Любой опытный механик подтвердит, что изменение звука двигателя, появление скрежета и стуков позволяет определить имеющиеся неисправности в автомобиле. Причём проще всего определить такие поломки на бензиновых двигателях, что объясняется малошумностью таких силовых агрегатов. Тогда как дизельные агрегаты в силу особенностей своей конструкции имеют высокий уровень шума, соответственно определить различные неисправности на них куда сложнее.

Конечно, полностью полагаться исключительно на наличие или отсутствие таких характерных звуков из мотора всё же не следует. Для опытного автовладельца скрежет или стук поможет определить возможные неисправности, но лишь проведя дополнительную диагностику, можно будет с полной уверенностью определить имеются ли поломки у мотора и требуется ли его дорогостоящий ремонт.

Определяем неисправность по звуку

Часто может отмечаться характерный свист двигателя, что вызвано различными причинами. Например, это может быть истершийся изношенный приводной ремень, который потерял свою эластичность. Чаще всего такой свист отмечается в сырую и холодную погоду. Ремонт будет заключаться в замене привода генератора. Если же характерный шум похож на бренчание металлических гаек и ключей в ведре, то, с большой долей вероятности, проблема в износе подшипников. Чтобы точно определить наличие такой неисправности необходимо скидывать приводной ремень и проверять наличие у него люфта.

Чаще всего источником посторонних шумов в двигателе является система ГРМ. Если на автомобиле используется ременной привод, то посторонние звуки могут свидетельствовать об износе подшипников. Если же бензиновый мотор получил звук, отдаленно напоминающий рокот дизеля, то возможно отмечаются проблемы с растянувшейся цепью, мотор следует вскрывать, осматривать и заменять привод на новый. Оставлять без внимания такие проблемы не следует, так как ремонт машины после обрыва привода ГРМ сопоставим едва ли не с заменой двигателя.

Читайте также:  Как мыть двигатель автомобиля кока колой

Стук в верхней части мотора может свидетельствовать о проблемах в работе клапанной группы. Интенсивность такого постороннего шума нарастает по мере увеличения оборотов. В подобном случае двигатель требует вскрытия, сложного и дорогостоящего ремонта. Характерные стуки могут появляться сразу после запуска мотора, но исчезать буквально через несколько секунд. Это говорит о проблемах с гидрокомпенсаторами, такой мотор потребует регулировки, причём все работы выполняются исключительно в условиях сервиса.

Также можно определить износ вкладышей, что выражается отчетливым стальным звуком. Такой шум не пропадает даже по мере увеличения оборотов и прогрева двигателя. В подобном случае медлить с обращением в сервис не следует, если автовладелец и дальше будет эксплуатировать свой автомобиль без соответствующего ремонта и диагностики, существует высокая вероятность заклинивания двигатели, а в последнем случае для восстановления автомобиля потребуется уже дорогостоящий и сложной капитальный ремонт.

Подведём итоги

Появление посторонних шумов и стуков из мотора является характерным признаком наличия различного рода неисправностей силового агрегата. В подобном случае медлить с обращением в сервис не следует, нужно сразу же проводить диагностику мотора и устранять имеющиеся поломки. В противном случае имеется риск обрыва ремня и цепи ГРМ или заклинивание двигателя, после чего восстановление автомобиля обойдётся его владельцу уже в солидную сумму.

Подписывайтесь на наш канал — узнаете много нового и интересного !

Источник

ПРИЧИНЫ ВИБРАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

  • Неравномерная компрессия в цилиндрах. Из-за снижения компрессии не происходит эффективное сгорание топливовоздушной смеси, вследствие чего поршень в проблемном цилиндре не получает должного ускорения. Причина вибрации на холостых оборотах в таком случае в уменьшении инерционного движения поршня на такте рабочего хода.
  • Пропуски зажигания в 1 либо сразу нескольких цилиндрах. Как и в случае с потерей компрессии, по причине плохого сгорания ТПВС поршень не получает должного ускорения, что приводит к неравномерному вращению коленчатого вала.
  • Неисправность двухмассового маховика. В исправном состоянии демпфер крутильных колебаний позволяет снизить нагрузку на коленчатый вал и элементы трансмиссии. В случае выхода из строя наблюдаются вибрации двигателя, сопровождающиеся характерным громыханием.
  • Износ подушек двигателя. Мотор в подкапотном пространстве удерживается на нескольких сайлентблоках. В случае трещин, надрывов резиновых демпферов вибрации будут передаваться на кузов и четко ощущаться в салоне.
  • Износ привода уравновешивающих валов и самих балансиров. Износ подшипников, растяжение цепи, неправильная регулировка натяжителя приводят к повышению шумности и вибрациям.

ПОДУШКИ ДВИГАТЕЛЯ

Замену подушек двигателя рекомендуем производить только с использованием оригинальных запчастей либо достойных аналогов. Покупая дешевые подушки от непроверенных производителей, вы рискуете нарваться на слишком жесткие демпфирующие вставки. В итоге после замены вибрация не только не пропадет, но и может усилиться.

КОМПРЕССИЯ

Проверять компрессию следует на холодном двигателе. Узнать, какая компрессия должна быть в двигателе, можно из руководства по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Вслед за проверкой можно определить, что именно стало причиной потери компрессии: проблема с ЦПГ либо деталями ГРМ. Для этого залейте в проблемный цилиндр 25-30 мг моторного масла, после чего повторите замеры. Если компрессия выровняется, причина в износе ЦПГ. Отсутствие изменений свидетельствует о проблемах с ГРМ. Более точную диагностику причины вибраций на холостых можно осуществить пневмотестером.

ПРОПУСКИ ЗАЖИГАНИЯ

Самодиагностика современных ЭБУ двигателя позволяет определить номер цилиндра, что значительно облегчает поиск причины вибраций на холостом ходу. Множественные пропуски свидетельствуют о периодических проблемах сразу в нескольких цилиндрах. Из термина отнюдь не следует, что причина перебоев в работе именно в системе зажигания, так как ЭБУ определяет пропуски зажигания по неравномерности вращения коленчатого вала. Какие элементы чаще всего становятся причиной пропусков зажигания и повышенной вибрации?

  • Топливные форсунки (ТПВС переобогащенная или слишком бедная).
  • Свечи зажигания. К перебоям в подаче искры приводит масляный нагар на свечах, эрозия электродов, нарушение керамической изоляции, неправильный воздушный зазор.
  • Высоковольтные провода.
  • Катушка зажигания/модули зажигания.
  • Блок управления двигателем.
Читайте также:  Сколько нужно залить масло в двигатель опель зафира

Не стоит забывать о проблеме подсоса воздуха и многих других причинах, из-за которых двигатель троит, а на кузов передается вибрация. В любом случае мы рекомендуем переходить к поиску неисправностей только после считывания кодов ошибок.

ДВУХМАССОВЫЙ МАХОВИК

Симптомы выхода из строя демпфирующего маховика:

  • скрип, скрежет при запуске и остановке силового агрегата;
  • громыхающий звук при работе двигателя на холостом ходу;
  • передающаяся на кузов и в салон вибрация (при некритичном износе только на холодную).

Причиной такого поведения становится люфт элементов пружинно-демпферной системы, которая призвана гасить крутильные колебания. На автомобилях с МКПП для проверки маховика достаточно выжать сцепление. Если двигатель стал работать ровнее и вибрации уменьшились, значит, причина нестабильной работы на холостом ходу именно в двухмассовом маховике. Владельцем автомобилей с роботизированной КПП остается полагаться на косвенные признаки и дефектовку после разборки.

СТУК И НЕРАВНОМЕРНАЯ РАБОТА НА ХОЛОДНУЮ

Ускоренный износ цилиндров, поршней – настоящая проблема многих владельцев автомобилей Volkswagen, Skoda с бензиновыми двигателя. В последнее время участились случаи задиров в цилиндрах на автомобилях Hyundai. Из-за тенденции облегчения элементов ЦПГ, уменьшения толщины поршневых колец, жарового пояса и длины юбки, перекладка поршней сопряжена с большими нагрузками. Локальные перегревы, связанные с эксплуатацией авто в условиях пробок (нарушение обдува, долгие простои на оборотах холостого хода), неправильный прогрев двигателя зимой, приводят к износу ЦПГ.

ДВС ЦИКЛА ДИЗЕЛЯ

Передающаяся на кузов вибрация – одна из особенностей работы дизельного двигателя, которая определяется характером воспламенения и сгорания дизтоплива. Но важно отличать штатный уровень вибраций от явных симптомов неисправности.

Проверку топливной системы рекомендуем начать с компьютерной диагностики, точнее, со считывания в реальном времени коррекции впрыска. Положительная коррекция будет свидетельствовать о переливе топлива, соответственно, отрицательная – об уменьшении ЭБУ времени впрыска. Этот показатель отнюдь не говорит о том, что неисправна форсунка. Но отлично показывает, как именно с помощью регулировки количества впрыскиваемого топлива ЭБУ пытается поддержать стабильную работу двигателя на холостом ходу.

ДИСБАЛАНС ПОСЛЕ РЕМОНТА

Если вибрация на холостых оборотах появилась после капитального ремонта двигателя, причина может скрываться в халатном отношении к подбору деталей. К негативным факторам можно отнести:

  • установку поршней, шатунов, которые значительно отличаются по весу;
  • несоответствие зазоров в цилиндропоршневой группе, вследствие чего перекладка поршней происходит с ударом;
  • неотбалансированный коленчатый вал;
  • критичная выработка седел, плохая притирка фаски клапанов, неправильная регулировка теплового зазора. Указанные факторы могут стать причиной потери компрессии и появления вибраций.

Многие двигатели начинают вибрировать на холостых оборотах после удаления балансирных валов. Владельцы избавляются от механизма уравновешивающих валов, чтобы не тратиться на их ремонт. Удаление балансиров не только провоцирует вибрации, но и повышает нагрузку на коленчатый вал, что снижает его ресурс.

Спасибо за посещение данной статьи. Пожалуйста, ставьте пальцы вверх статье, это поможет ее распространить и подписывайтесь на канал , читайте мои старые статьи и ждите новые.

Источник

Adblock
detector