3 х фазный двигатель в однофазной сети схема с реверсом

Схема реверса трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Несколько дней назад от одного из читателей сайта я получил письмо с просьбой подробно рассказать о том, как осуществить реверс трехфазного асинхронного двигателя 380/220 (В), подключенного в однофазную сеть 220 (В).

Действительно, я как то упустил этот момент из виду и про реверс совсем забыл. Дело в том, что у меня уже имеется статья, где я рассказывал про выбор емкости рабочих и пусковых конденсаторов, собирал схему подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть 220 (В) и даже снял видео на конкретном примере.

А сейчас вернемся к реверсу. Мудрить сложную схему я не буду, а покажу самый простой и самый распространенный вариант с помощью кнопки управления КУ-110111. Эту кнопку еще называют кнопочным выключателем или переключателем.

Вот так она выглядит.

Суть в том, что нам нужно две пары контактов: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. И самое главное, чтобы управление этими контактами было фиксированным.

Вот как раз таки в этой кнопке имеется две пары контактов:

  • (1-2) — нормально-разомкнутый
  • (3-4) — нормально-замкнутый

В нашем случае управление контактами осуществляется с помощью рукоятки-переключателя, которая имеет два положения.

Когда переключатель установлен (зафиксирован) в вертикальном положении, то его контакт (1-2) разомкнут, а (3-4) замкнут. И наоборот, когда переключатель находится в горизонтальном положении (поворот рукоятки на 90° по часовой стрелке), то его контакт (1-2) замкнут, а (3-4) — разомкнут.

Номинальный ток контактных пар составляет 10 (А). На это стоит обращать внимание, т.к. при выборе кнопки с заниженным номинальным током контакты могут выгореть.

Вместо кнопки управления КУ-110111 можно использовать тумблеры, ключи управления, кнопки с фиксацией положения и т.п.

Например, для реверса двигателей мощностью до 0,4 (кВт) можно применять тумблер ТВ1-2. У него имеется 4 контактные группы: 2 нормально-разомкнутые и 2 нормально-замкнутые. Номинальный ток контактов составляет 5 (А).

Реверс асинхронного трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Все просто. Реверс осуществляется путем переключения питания конденсаторов с одного полюса питающего напряжения на другой. Это как раз и осуществляется с помощью кнопки управления. На схеме она показана в красном прямоугольнике.

Читайте также:  Как узнать какой двигатель у меня евро 2 или евро 3

В качестве примера рассмотрим уже известный нам трехфазный двигатель АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт) напряжением 220/127 (В). Для его запуска необходим рабочий конденсатор емкостью не ниже 25 (мкФ). Я использовал конденсатор чуть меньшей емкости — МБГО-1, 20 (мкФ), напряжение 500 (В).

В моем примере взят двигатель напряжением — 220/127 (В). Т.к. питающая сеть у нас 220 (В), то его обмотки должны быть соединены в звезду. Звезда уже собрана внутри этого двигателя и на клеммник выведено всего 3 вывода.

Сначала я устанавливаю на кнопке управления перемычку между клеммами (2) и (3). Затем к клемме (2) подключаю один вывод конденсатора.

Второй вывод конденсатора подключаю на обмотку электродвигателя, которая не соединена с сетью, т.е. по схеме это вывод С1 (U1).

Теперь нужно соединить переключатель с двигателем. Для этого клемму (1) я соединяю с выводом двигателя С3 (W1), а клемму (4) — с С2 (V1).

Если на Вашем двигателе отсутствует маркировка выводов обмоток, то ее можно найти самостоятельно — вот Вам в помощь моя статья об определении начала и конца обмоток электродвигателя.

Питающее напряжение 220 (В) подводим к С2 (V1) и С3 (W1). Пробуем включать двигатель и проверяем реверс.

Работу реверса смотрите в видеоролике:

Источник

Трехфазный двигатель в однофазную сеть: 7 доступных способов

Домашнему мастеру часто приходится возиться с самодельными станками и механизмами, значительно облегчающими работу. Для этих целей используют трехфазный двигатель, подключаемый в однофазную сеть своими руками.

Однако не всегда умельцы добиваются желаемого успеха, а в отдельных случаях они терпят разочарование. Чтобы избежать подобных ошибок рекомендую прочитать материал этой статьи.

Вы узнаете не только технологию работу, но и те трудности, которые сопровождают каждый их семи методов.

Как работает трехфазный двигатель

Изначально его создают для вращения от трех симметрично расположенных в пространстве магнитных потоков, создаваемых протекающими по обмоткам токами от фазных или линейных напряжений сети 380 вольт.

Их в энергетике принято представлять графически: векторными диаграммами.

Другие математические описания, включая методы комплексных чисел, применяются специалистами расчетчиками.

Обмотки трехфазного двигателя в заводском исполнении могут быть собраны по схемам:

Более подробно с этой информацией можно отдельно ознакомиться в статье об однофазном подключении трехфазного двигателя . Надеюсь, что вам будет понятно ее изложение.

При таком подключении двигатель работает с минимальными потерями энергии, имеет лучший КПД. Ведь на этот режим он спроектирован, рассчитан и создан.

Читайте также:  Стук в двигателе субару форестер ej20

Когда трехфазный электродвигатель включают в однофазную сеть, то потери его мощности неизбежны . Они могут превышать 50% или даже больше. Это надо всегда учитывать.

Самый простой способ запуска

Если обмотки собраны в треугольник и на два любых вывода подать напряжение 220 вольт, то можно раскрутить ротор простым шнуром. Обмотав его вокруг вала, а затем резко дернув за свободный конец.

Метод не очень эффективный, но иногда он может пригодиться. Потери мощности здесь большие. Им пользуются очень редко.

Способ №2: конденсаторный запуск схемы звезда

Обмотки собирают концами на одной клемме — нейтрали, а началами выводят на калымную колодку для подключения питающих кабелей.

Напряжение 220 подают через две группы конденсаторов:

1. рабочую, сдвигающую ток относительно вектора подводимого напряжения на 90 угловых градусов;

2. пусковую, кратковременно облегчающую раскрутку ротора при начале запуска.

Способ №3: конденсаторный запуск схемы треугольника

Технология сборки обмоток отличается от предыдущего метода: они чередуются соединением начала одной с концом последующей.

Для запуска двигателя также подбираются рабочие и пусковые конденсаторы. Они рассчитываются по эмпирическим формулам и должны выдерживать увеличенное линейное напряжение. Минимальная величина должна быть не менее 500 вольт. Иначе возможен их пробой.

Эти две схемы конденсаторного запуска по системе звезды или треугольника являются самыми популярными и доступными.

Способ №4: без конденсаторный запуск трехфазного двигателя

По этой методике создается электронный ключ, который осуществляет сдвиг фазы тока в одной из подключений обмотке на угол φ.

Источник

Трехфазный двигатель в однофазной сети: схемы запуска

Конструирование станков своими руками связано с необходимостью преобразования доступной электрической энергии в кинетическую, обеспечивающую вращение различных механизмов.

С этой целью хорошо справляется трехфазный двигатель в однофазной сети. Он доступен по цене, часто достается умельцам практически бесплатно от списанного промышленного оборудования.

Предлагаю ознакомиться с кратким обзором типовых схем его запуска. Выбрать наиболее подходящую.

Принцип работы двигателя в трехфазной схеме

Конструкция статора изготовлена из магнитопровода, в котором запрессованы три электрические изолированные обмотки. Они выполнены одинаковым проводом, имеют равное количество витков, но разнесены в пространстве на 120 угловых градусов.

На каждую обмотку подается отдельная фаза напряжения сети. Их чередование определяет направление вращения ротора. Он движется под действием сложения сил магнитных полей, создаваемых протекающими токами.

Векторные диаграммы помогают представить более наглядно этот процесс.

Каждая обмотка является отдельной электрической цепью, но суммарно они образуют разветвленную схему подключения. В промышленном исполнении их собирают:

· звездой с общей нейтралью;

Читайте также:  Как понять что нужно чистить форсунки на бензиновом двигателе

С их описанием удобно ознакомиться здесь .

Подача трехфазного напряжения на схему звезды или треугольника обеспечивает наиболее эффективное преобразование электрической энергии в мощность крутящего момента на валу двигателя. Его величину характеризуют коэффициентом полезного действия.

Технология создания крутящего момента от однофазной сети

В этой ситуации мы имеем всего одно напряжение. Из него надо сделать три разных тока, сдвинутых в идеале под 120 градусов, что не просто.

Для этого используют реактивное сопротивления, зная, что у емкости ток опережает фазу напряжения, а на индуктивности он отстает на 90 градусов. Недобор отклонения угла составляет 25%, который уже влияет на потери энергии.

Трехфазный двигатель в однофазной сети работает неэффективно: потери мощности могут превышать до 50%, а у отдельных схем и выше.

Однако часто этот недостаток не является критичным. Он устраивает большинство пользователей.

Конденсаторные схемы запуска

Сразу оговорюсь, что в электротехнике существует довольно большое количество их разработок. Рассматриваю только наиболее популярные. Для них необходимо подобрать конденсаторы по емкости и рабочему напряжению.

Поскольку амплитуда синусоиды постоянно изменяет свой знак, то безопасно эксплуатировать можно только конденсаторы, изоляция которых рассчитана на 500 вольт или больше.

Схема запуска для звезды

Потенциалы фазы и нуля прикладывают к началам двух обмоток, а третью подключают через конденсаторы. Разделяют их на две цепочки: рабочую, смонтированную постоянно и пусковую, задействуемую через выключатель.

Иногда цепь запуска используется для преодоления мощных нагрузок. Но длительно работать так нельзя: обмотка двигателя перегревается, изоляция может сгореть.

Схема запуска для треугольника

Принцип подачи напряжения через цепочки конденсаторов и выключатель остался прежним. Особенность только в том, что потенциалы подводятся на сборки начал и концов обмоток.

Схема запуска через самодельный преобразователь

Привожу вариант разработки подачи сдвинутых по фазе токов на обмотки треугольника.

· активное сопротивление резистора на одной фазе создает ток, совпадающий с подводимым напряжением;

· конденсатор обеспечивает опережение тока на 90 градусов;

· дроссель сдвигает ток назад.

Комплексный подход обеспечивает довольно хорошую работу двигателя с высокой устойчивостью к нагрузкам.

Однако здесь в целом низкий КПД и большие потери электричества: сам преобразователь потребляет столько же энергии, как и трехфазный двигатель. Ее двойной расход вряд ли окупится. Анализ работы этой схемы изложен в статье, приведенной по первой ссылке.

Схемы без конденсаторного запуска

Принцип работы основан на применении электронного устройства, сдвигающего фазу тока в одной из обмоток.

Благодаря этому возникает крутящий момент, вращающий ротор.

Источник