- Мощность двигателя: сколько лошадиных сил вам нужно?
- СОВЕТ ИНСТРУКТОРА И ПСИХОЛОГА
- Что значит объем двигателя
- Содержание
- Объем двигателя автомобиля
- Что такое рабочий объем двигателя
- Особенности расчета
- Классификация автомобилей с учетом объема двигателя
- На какие характеристики влияет литраж?
- Плюсы и минусы ДВС с большим и малым объемом
Мощность двигателя: сколько лошадиных сил вам нужно?
Поскольку мы покупаем автомобиль для путешествий, предполагается, что во время поездок он будет максимально загружен — минимум 4 человека, полный багажник вещей, и, может быть, прицеп, на котором вы будете тянуть свой любимый скутер.
Учитывая полную загрузку, нужно покупать автомобиль с объемом двигателя, выше среднего, иначе вы будете тащиться с такой скоростью, что для остальных участников дорожного движения вы будете просто помехой на дороге.
Сколько же должно быть лошадиных сил у нашего автомобиля? Сложно сказать. Во-первых, нужно учитывать массу самого автомобиля, а она будет разная, поскольку мы рассматриваем три разных кузова — седан, минивэн и джип. Во-вторых, нужно учитывать тип трансмиссии — МКПП или АКПП. Если АКПП, то «лошадок» должно быть больше, поскольку АКПП немного придерживает «табун» вашего двигателя. В-третьих, есть очень много различных технических факторов, влияющих на мощность двигателя.
Попробуем рассуждать логически. Предположим, что у нас есть седан. Учитывая максимальную загрузку оного, чтобы машина уверенно ехала по трассе и уверенно выезжала на любые, даже самые затяжные подъемы, объем двигателя должен быть не менее 2-х литров, а мощность двигателя — не менее 150 лошадиных сил. Но это верно только для МКПП. Если вы любите комфорт, то придется покупать автомобиль с более мощным двигателем, хотя бы 170 «лошадок», потому что 150 для АКПП будет маловато.
Вам кажется, что в статье много говорится о технических подробностях? Отнюдь не много, здесь представлено только самое основное, причем делая это во имя вашего же блага. Ведь вам не хочется, чтобы «соседи» по трассе всю дорогу сигналили, требуя, чтобы вы или уступили дорогу или ехали быстрее. А ваш авто будет просто не способен ехать быстрее. У него слабый мотор, а, учитывая его полную загрузку и крутой подъем, мотору вообще трудно придется.
СОВЕТ ИНСТРУКТОРА И ПСИХОЛОГА
Хотите тормозить лучше, чем ABS? Попробуйте освоить технику импульсного торможения. Как обычно вы тормозите? Нажимаете педаль тормоза до упора и до остановки автомобиля. При этом чувствуете, как в ногу «барабанит» ABS. Попробуйте тормозить отдельными импульсами: нажмите педаль тормоза и постарайтесь отпустить ее до того, как успеет сработать ABS, потом снова нажмите педаль, стараясь опередить ABS. И так до полной остановки автомобиля. Практика показывает, что данная техника торможения очень эффективна. Только тренироваться нужно на закрытой от движения площадке, дабы ничего не случилось, пока вы не освоите эту технику. Кстати, и с точки зрения психологии, такая техника является наиболее эффективной. Представьте, что вы едете ночью, нажимаете тормоз. А сзади едет уставший водитель, который просто может не заметить начало торможения. К тому же, когда он видит уже горящие тормозные огни («стопы»), он их не воспринимает. Когда же вы тормозите импульсно, создается эффект мерцания — если первую вспышку водитель едущий за вами не заметит, то заметит все последующие.
У нас водители, прямо скажем, нецивилизованные, поэтому сигналить вам будут почти все. Скажем, в Америке или Германии, вас просто объедут без лишних замечаний в вашу сторону. Сам знаю, что всевозможные «требования» других водителей очень раздражают, а держать себя в руках и не обращать на них внимания может далеко не каждый.
Выше были указаны две цифры — 150 и 170 лошадиных сил. Учитывая, что седан путешественника довольно большой, 150 лошадиных сил хватит для уверенного подъема, но не надейтесь, что такой мотор мигом вынесет вас на любой подъем.
Минивэны сами по себе очень неторопливые и требовать от них какой-то особой динамики не приходится. Двигатели минивэнов не такие шустрые, как седаны. 90 лошадиных сил для минивэна — это вполне нормально. Ясно, речь идет не о динамичной езде, а просто о перемещении из пункта А в пункт Б. Если есть возможность, покупайте машину с турбодизельным двигателем. Она более экономна, чем версии с бензиновым двигателем, да и лошадок у нее будет побольше (больше, чем 90 — это уж точно). Если же хотите мощный двигатель, то выбор у вас один — или бензиновый двигатель максимального объема или турбодизель максимального объема. Последний будет дороже при покупке, но это окупится экономичностью этого мотора.
С джипами ситуация иная. Купив джип, даже не с самым мощным мотором, помехой на дороге вы не будете. Да и остальные участники движения зная, что джип — машина очень дорогая, дабы чего не случилось, будут уступать дорогу. Менталитет у нас такой.
Но хотелось бы поговорить немного о самих джипах. Первоначально джипы делались именно для бездорожья (для фермеров, спасательных бригад, научных экспедиций). Сами понимаете, мощность и динамичность здесь на втором плане, а на первом — бездорожье, точнее то, как джип справляется с этим бездорожьем. В последние годы ситуация сильно изменилась, как у нас, так и на Западе. На Западе все чаще и чаще джипы покупают самые обычные водители, которые даже и на бездорожье никогда не съезжают, считая, что джип безопаснее — мы это уже обсуждали. У нас джипы покупают состоятельные бизнесмены, которым джип нужен для поддержания престижа. Поэтому производители стараются сделать джипы аналогичные легковым автомобилям по управляемости и динамике разгона. Вот и получаются джипы, которые разгоняются до 100 км/ч всего за 6 секунд. Поэтому, покупая, джип, вы можете быть уверены, что с динамикой у вас будет все в порядке (это не касается китайских джипов, сами понимаете почему — за деньги, которые они стоят, нормальный джип вы не купите).
Что значит объем двигателя
Содержание
Объем двигателя автомобиля
Подбирая новый автомобиль, покупатель ориентируется на разные параметры. Один из них – объем мотора. Многие ошибочно полагают, что это единственный фактор, определяющий, насколько мощным будет авто. Попробуем разобраться, что значит рабочий объем двигателя, и на какие еще параметры он влияет.
Что такое рабочий объем двигателя
Рабочим объемом двс считается сумма объема всех цилиндров мотора. От этого показателя отталкиваются автомобилисты, планируя покупку авто. Благодаря данной цифре можно определить, на сколько километров хватит очередной заправки. Во многих странах на этот параметр ориентируются, определяя, какой налог должен заплатить хозяин транспортного средства. Что же такое рабочий объем, и как он вычисляется?
В двигателях внутреннего сгорания тепловая энергия преобразуется во вращательную. Данный процесс происходит следующим образом.
В камеру сгорания через впускной клапан поступает смесь воздуха и топлива. Искра от свечи зажигания воспламеняет горючее. В результате образуется небольшой взрыв, который толкает поршень в низ, благодаря чему происходит вращение коленчатого вала .
От литража мотора зависит, насколько сильным будет этот взрыв. В автомобилях с атмосферными двигателями объем цилиндра – ключевой фактор, определяющий мощность силового агрегата. Современные автомобили оснащаются дополнительными нагнетателями и системами повышения КПД мотора. Благодаря этому мощность увеличивается не от количества поступающей топливной смеси, а за счет повышения производительности процесса горения, и использования всей высвободившейся энергии.
Вот почему малый объем турбированного двигателя не обязательно означает, что он маломощный. Примером тому служит разработка фордовских инженеров – система EcoBoost. Вот сравнительная таблица мощностей некоторых типов двигателей:
Тип двигателя:Объем, литрыМощность, лошадиные силыКарбюраторный1,675Инжекторный1,5140Duratec, многоточечный впрыск1,6125EcoBoost1,0125
Как видно, не всегда увеличенный литраж означает большую мощность. Конечно, чем сложнее система впрыска топлива, тем дороже двигатель в обслуживании, но такие моторы будут более экономичными и будут соответствовать экологическим нормам.
Особенности расчета
Как высчитывается рабочий объем двс? Для этого существует простая формула: h(ход поршня) умножается на площадь сечения цилиндра (площадь круга – 3,14*r2). Ходом поршня считается высота от его нижней мертвой точки до верхней.
Большинство двигателей внутреннего сгорания, которые устанавливаются в автомобили, имеют несколько цилиндров, и все они одинакового размера, поэтому полученную цифру нужно умножить на количество цилиндров. Результатом будет рабочий объем мотора.
Полный объем цилиндра – это сумма его рабочего объема и объема камеры сгорания. Вот почему в описании характеристик автомобиля может стоять показатель: объем двигателя – 1,6 литра, а рабочий объем – 1594 см3.
О том, как данный показатель и степень сжатия влияют на показатель мощности двс, можно прочитать здесь .
Классификация автомобилей с учетом объема двигателя
Так как не существует транспорта, который соответствовал бы запросам всех автомобилистов, производители создают моторы с разными характеристиками. Каждый, исходя из своих предпочтений, подбирает определенную модификацию.
По литражу двигателя все автомобили делятся на четыре класса:
- Микролитражные – машины с мотором, объем которых не превышает 1,1 литра. Например, среди таких транспортных средств CITROEN C1 и FIAT 500C .
- Малолитражные – авто, объем двс которых варьируется от 1,2 до 1,7 л. Такие машины пользуются популярностью среди тех, кому важен минимальный показатель расхода со средней производительностью. Представителями такого класса является DAIHATSU COPEN 2002-2012 и CITROEN BERLINGO VAN .
- Среднелитражные – силовой агрегат в таких автомобилях имеет объем от 1,8 до 3,5 л. В этот класс входят такие модели, как BUICK REGAL TOURX и LAND ROVER RANGE ROVER EVOQUE .
- Крупнолитражные – в таких авто объем двс будет больше 3,5л. Среди представителей данного класса: ASTON MARTIN VANQUISH VOLANTE 2013 , CHEVROLET CAMARO 2018 и BENTLEY CONTINENTAL GT CONVERTABLE .
Данная классификация действует в случае бензиновых агрегатов. Часто в описании характеристик можно встретить несколько иную маркировку:
- B – компактные машины с литражом 1,0 – 1,6. Чаще всего это бюджетные варианты, такие как SKODA FABIA .
- C – в данную категорию входят модели, сочетающие в себе среднюю цену, неплохую производительность, практичность и презентабельный внешний вид. Моторы в них будут объемом от 1,4 до 2,0 литров. Представителем данного класса является SKODA OCTAVIA 4 .
- D – чаще всего такими автомобилями пользуются деловые люди и семьи. В машинах мотор будет объемом в 1,6-2,5 литра. Список моделей в этом классе не короче, чем в предыдущем сегменте. Один из таких автомобилей — VOLKSWAGEN PASSAT .
- E – транспортные средства бизнес-класса. ДВС в таких моделях чаще всего объемом в 2,0 л. и больше. Примером таких авто является AUDI А6 2019 .
Помимо литража в данной классификации учитываются такие параметры, как целевой сегмент (бюджетная модель, средняя стоимость или премиум), габариты кузова, комплектация систем комфорта. Иногда производители комплектуют малолитражными моторами автомобили среднего и высшего классов, поэтому нельзя сказать, что представленные маркировки имеют жесткие границы.
Когда модель автомобиля стоит между сегментами (например, по техническим характеристикам это класс С, а системы комфорта позволяют отнести авто к классу Е), к букве добавляют «+».
Помимо упомянутой классификации существуют и другие маркировки:
- J – внедорожники и кроссоверы;
- M – минивэны и микроавтобусы;
- S – спортивные модели автомобилей.
Моторы таких автомобилей могут иметь разный объем.
На какие характеристики влияет литраж?
Основной параметр, от которого будет зависеть мощность авто – объем двигателя. Например, если под капотом будет установлена модификация на 1,5 литра и 120 л.с., то аналог с увеличенным объемом до двух литров, естественно, будет мощнее.
Однако не стоит считать литраж единственным фактором, влияющим на мощность. Характеристики мотора могут существенно измениться при наличии турбины, измененных размеров кривошипно-шатунного механизма и системы смены фаз газораспределения .
На что еще влияет объем двигателя?
- Динамика. Совокупность современных технологий газораспределения и большого объема цилиндров позволяет повысить пиковую скорость авто и сократить время разгона. Эти параметры также могут значительно измениться, если производитель установит в мотор особенные шатуны и коленвал.
- Стоимость автомобиля. Для моделей с мощным мотором потребуется более надежная коробка передач, улучшенная тормозная система, подвеска, и шины. Это необходимо, потому что водитель будет пытаться использовать весь потенциал транспорта, а значит, машина будет быстро ездить. Изготовление и обслуживание такого транспорта будет дороже.
- Расход топлива. Машины с 1,5-литровыми силовыми агрегатами в городском режиме расходуют в среднем 6-7 литров на 100км., а среднелитражные – порядка 9-14 л./100км. «Прожорливость» крупнолитражных моделей стартует от показателя в 15 литров. Однако и эти параметры относительны. Так, для динамичной езды на малолитражке водителю придется часто «крутить» мотор на повышенных оборотах, что обязательно приведет к перерасходу топлива. А если машина оснащена кондиционером, то малолитражка будет не менее прожорливой, чем аналог классом выше.
Подробней о связи расхода и объема двс рассказывается в видео:
Как связаны расход топлива и объем двигателя?
Watch this video on YouTube
Плюсы и минусы ДВС с большим и малым объемом
Каждый тип моторов имеет свои достоинства и определенные недостатки, что может существенно повлиять на выбор нового авто.
Достоинства малолитражных двс:
- экономичный расход топлива;
- дешевле стоимость и обслуживание других деталей, например, коробки и ходовой;
- турбированный вариант сочетает в себе высокую производительность при минимальных нагрузках и небольшом рабочем объеме.
Недостатки двигателей с маленьким литражом:
- слабая мощность, из-за чего автомобиль обладает маленькой грузоподъемностью;
- недостаточная динамика;
- низкий ресурс мотора из-за частой езды на повышенных оборотах;
- турбированный вариант очень дорогой в обслуживании.
Достоинства объемных моторов:
- мощность выше, чем у экономичных аналогов;
- увеличенный ресурс (двигатель реже работает на максимальных оборотах, поэтому будет дольше служить);
- отличная динамика (для выполнения обгона реже нужно переключаться на пониженную скорость);
- зимой быстрее прогреваются;
- атмосферные модификации не прихотливы к качеству топлива.
Недостатки объемных силовых агрегатов:
- увеличенный расход топлива;
- обслуживание дороже, чем в случае с экономным аналогом (нужно заливать больше масла и охлаждающей жидкости, устанавливать более качественную коробку, подвеску и тормоза);
- высокие налоги при перерегистрации (покупка на вторичном рынке) и растаможке;
Как видно, объем мотора тесно связан с дополнительными растратами, как в случае с малолитражками, так и с более «прожорливыми» аналогами. В виду этого, подбирая модификацию авто по литражу, каждый автомобилист должен исходить из условий, в которых будет эксплуатироваться машина.